Урок повторения учебного материала за курс 8 класса проводим в режиме групповой работы над визуализацией предложенных заданий.
Таблица самозаписи групп расположена здесь (кому нужен доступ для редактирования, стучимся самостоятельно), при записи обращаем внимание на то, что для каждого класса отдельный лист.
Задания для работы лежат здесь (в процессе работы, но к началу урока всё будет закончено). Каждая группа работает с каким-то одним заданием. Если кто-то в состоянии определиться с заданием до урока, вы можете вписать номер задания в соответствующую ячейку таблицы самозаписи (в формате 1.2, 2.4 и пр.). При указании номера задания обращайте внимание на то, не выбрала ли это задание другая группа, чтобы не было повторов (все группы во всех классах работают над разными заданиями). Если вдруг будут повторы, задание остаётся за группой, выбравшей его раньше (посмотрю по истории изменений в документе).
На урок каждая группа самостоятельно приносит:
- лист бумаги (не менее А3, но лучше А0, по плотности предпочтительней типа ватман);
- маркеры, фломастеры, карандаши;
- стикеры разного цвета и формы;
- фотографии из глянцевых журналов.
Перед началом урока каждая группа самостоятельно готовит себе удобное место работы в классе (сдвигает/убирает парты/стулья, раскладывает необходимый для работы материал).
Работа заключается в выполнении полученного задания с использованием визуальных средств: графики, рисунков, стикеров, фотографий и пр.
Советы по визуализации текстового материала (подготовлены на основе книги: Д. Сиббет. Визуализируй это. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014 >>>).
Советы по визуализации текстового материала (подготовлены на основе книги: Д. Сиббет. Визуализируй это. — М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014 >>>).
Основные приёмы визуализации для работы в группе
Планируя способ организации ответа на задание на листе бумаги и возможные приёмы визуализации, вы можете воспользоваться одним из следующих приёмов или использовать комбинацию нескольких из них.
Цель использования: концентрация внимания.
Для чего использовать: заголовок, темы, роли, правила, модель.
Краткая характеристика: наиболее простой формат, единственное цветное изображение, которое несёт смысловую нагрузку.
Примеры: обложки книг, первые слайды презентаций.
Недостаток использования: хорошо доносит только одну мысль.
Цель использования: выстраивание информации.
Для чего использовать: мозговой штурм, запись информации, предложения по ходу работы, перечни, списки, порядок действий.
Краткая характеристика: обмен мнениями без чёткой структуры. Основные темы рекомендуется выделять прописными буквами, остальное — строчными. Маркеры в списке должны выглядеть одинаково.
Примеры: содержание книги или журнала, план работы, распорядок дня.
Недостаток использования: элементы списка трудно сравнивать.
Цель использования: чёткое планирование, сопоставление, систематизация.
Для чего использовать: мозговой штурм тем и возможностей, запись обсуждения сразу нескольких тем, разбивка на группы и выстраивание связей между ними.
Краткая характеристика: панно со стикерами, набор информационных блоков. Понятия, темы, идеи, примеры можно сгруппировать, найти взаимосвязи между получившимся группами.
Недостаток использования: последовательность в осмыслении материала приносится в жертву его разбиению на группы.
Цель использования: принятие решения, комбинирование информации.
Для чего использовать: оценка информации, выстраивание структуры, сопоставление блоков информации, работа с цифровыми данными.
Краткая характеристика: координатная сетка, которая позволяет сопоставить две группы категорий. Возможность принятия решений с помощью стикеров.
Примеры: графики, таблицы, географические карты.
Недостаток использования: необходимость чёткого согласования категорий и невозможность выхода за их рамки.
Цель использования: отражение модели процесса.
Для чего использовать: системный анализ, интеллект-карты, определение причин, карта процесса, схема работы, конспектирование.
Краткая характеристика: схема, показывающая связи между объектами. Может быть представлена в разных формах: "рыбий скелет", интеллект-карта, иерархическая схема и пр.
Недостатки использования: длительный процесс создания, трудность демонстрации связей между блоками.
Цель использования: представление, интерпретация информации.
Для чего использовать: модель видения, понимание системы с помощью метафор, анализ состояния процесса или проблемы, стратегическое планирование, обзор области знания.
Краткая характеристика: графическая метафора, в которой информация представлена в виде образа. Метафора путешествия для планирования, метафора транспорта для сравнения и т.п.
Недостаток использования: необходимость опыта использования метафор, возможность ухода от проблемы, темы, т.к. метафора не отражает реальность.
Цель использования: демонстрация единства.
Для чего использовать: схема расположения, круговая диаграмма, определение видения, радиальная диаграмма для анализа множественных факторов, диаграмма-мишень, демонстрирующая цель концентрации усилий, карта в форме созвездий.
Краткая характеристика: универсальный образ круга для представления интегрированных моделей процессов изменений, для характеристики принципов управления или создания портрета команды, явления, процесса.
Недостатки использования: не всегда возможно найти единство аспектов проблемы, трудность в интерпретации.
Обожаю вариант обобщения через визуализацию. Мне кажется, что все укладывается на свои места, становится более ясным и структурированным.
ОтветитьУдалитьЛариса, мне всегда казалось, что я совсем-совсем не визуал. Но, занявшись этой проблемой чуть больше года назад, увидела её преимущества, те выгоды, которые она даёт. Теперь и сама рисую постоянно, и с ребятами пробую разные активности на основе визуализации информации. Посмотрим, что получится на этот раз.
Удалить