среда, 14 мая 2014 г.

Визуализируй это: повторяем, рисуя. Часть 2: реализация и анализ

В предыдущем посте я писала о том, как будет организована работа учеников 8 классов по выполнению заданий через визуализацию. Первоначально планировала просто дополнить тот пост информацией по следам работы. Однако, уже урок в первом классе дал столько возможностей для рефлексии, что стало ясно: надо писать отдельно. Что и делаю. Пост будет очень большой: решила тексты заданий разместить здесь же, чтобы не отсылать каждый раз к документу. Для каждого задания размещаю фотографию выполнявшей его группы в процессе работы, а также фото конечного результата (альбом со всеми фотографиями находится здесь). Всё это сопровождаю своими небольшими комментариями по поводу сильных и слабых сторон получившегося результата — как с точки зрения визуализации, так и с точки зрения содержания какой-то темы курса, отражённое в задании.

Раздел 1. Общество и человек 
1.1 Эти события произошли в нашей стране, в нашем государстве, в нашем обществе с 1985 по 1995 г. Какие относятся к стране, государству, обществу?
Примечание. Одни события точно относятся к стране, государству или обществу, другие относятся к тому и к другому. Прошло 15 лет. Изменилась ли как-то оценка представленных в таблице событий? Со всеми ли формулировками вы согласны?
Дополните перечень событиями (не менее трёх), произошедшими в последние 15 лет. 

Над выполнением этого задания работали ученики 8Б класса: Даниил Нажимов, Влад Садовников, Валерия Скибо, Анастасия Ремезова, Мария Напримерова.
Задание по своей сути предполагало классификацию, что отразилось в созданной группой визуальной схеме.
Границы между понятиями проведены линиями разного цвета, если факт можно отнести более, чем к одной категории, карточка с фактом клеилась прямо на разделительную линию. В этом смысле группа сработала отлично. Однако, не всё удалось, а именно:
  • с точки зрения визуализации: к каждому из трёх понятий, по которому классифицировались факты, группа нарисовала картинку. Однако, смысловой нагрузки эти картинки практически не несут: можно было к понятию "страна" подобрать географические образы, к понятию "государство" — политические;
  • с точки зрения содержания задания, группа ограничилась только распределением фактов по группам, проигнорировав остальные задания.

1.2 Закончите следующие предложения. 
  • По мнению многих специалистов, в 70-е гг. ХХ века на смену индустриальному приходит… 
  • В индустриальном обществе преобладает не сельское хозяйство, а
  • Доиндустриальные общества иначе называют… 
  • Реформы называются социальными, если…
  • Неолитическая революция представляла собой… 

Работали с этим заданием ученицы 8А класса: Дарья Сивоволова, Арина Гущина, Елизавета Мельникова и Арина Шалагина.
В работе использованы две основные идеи: визуализация ответа готовыми изображениями и разные шрифты (тип, цвет) для написания текста задания и ответа.
Визуальный ряд был организован в виде нумерованного списка. Хочу отметить великолепно подобранные изображения, очень точно отражающие смысл ответа. Небольшое замечание по содержанию: озеленение как пример характеризует преобразование природы, а социальные реформы — это, прежде всего, изменение общественных институтов, к примеру, вступление в силу нового Федерального закона "Об образовании".

1.3 Как вы понимаете эти выражения? 
  • Понятие “социализация” объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. 
  • В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищённый её этап. 
  • Социализация и воспитание происходят в подростковом возрасте во многом через усвоение реальных моделей поведения. 
  • Воспитание - процесс всегда симметричный: не только родители воспитывают своих детей, но и дети воспитывают старшее поколение. Какие аргументы вы могли бы привести в защиту перечисленных суждений? Или против?
Над этим заданием работала группа учеников 8В класса в составе: Иван Пименков, Анатолий Петров, Максим Майданник, Михаил Салаватов и Андрей Тараканов.
Ребята очень серьёзно поработали с понятиями "социализация" и "воспитание". А вот визуализация коснулась только организации материала на листе: центральная картинка, типографика, рамки. В остальном — достаточно большие тексты. Смотрится хорошо, читается — не вполне.
Понравилось, что, подписывая работу, группа определила вклад каждого участника в общий результат: одни работали с текстовым содержанием, другие — с визуализацией. Такая вот небольшая саморефлексия получилась.

1.4 Как вы думаете, почему современное западное общество называют “обществом для богатых и образованных”? Так можно назвать любое общество в любую историческую эпоху и расположенное в любом месте земного шара или нет? А может ли быть “общество для бедных и образованных”? А для “богатых и необразованных”? Аргументируйте свой ответ. 

Задание выполняли ученицы 8Б класса: Елена Напримерова, Элина Рамазанова, Кристина Лучкив и Кристина Власовец.
В своей работе они использовали текст, рисунки, стикеры, наклейки, картинки.
Визуально получилось очень ярко. Понравилась идея с книгой, роль которой выполнил блок стикеров  получилось почти 3D. А вот содержательно, к сожалению, группа не до конца уловила тот обществоведческий контекст, в рамках которого надо было ответить на вопросы задания. Речь шла о социальной структуре и критериях социальной стратификации. А характер аргументации, использованный группой — совершенно бытовой.

1.5 Проиллюстрируйте конкретными примерами следующие положения: 
  • “Гринпис” добивается от правительств и промышленных компаний принятия решений по конкретным экологическим проблемам. 
  • Закон ускорения исторического развития гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. 
  • Учёные установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью.  
Над заданием работали ученицы 8В класса: Анастасия Скинтей, Валерия Стяжкина, Карина Садыкова и Ксения Белоусова.
На работу с каждым суждением группа выделила отдельный сегмент рабочего листа (правда, если я правильно поняла созданные образы, у меня сложилось ощущение, что девочки случайно поменяли местами 2 и 3 положение).
Визуализация у группы получилась очень понятной, все использованные образы узнаваемы. И, хотя содержание вопроса раскрыто не полностью, созданный плакат свидетельствует о понимании материала темы.

1.6 У человека и животного (речь идёт о высших приматах) много общего. В перечень сходств попали бы коллективный образ жизни и умение создавать семью, агрессивность, влечения, потребности, способность адаптироваться к среде и передавать опыт потомкам. Список можно постоянно пополнять. Теперь назовём некоторые различия. У животных нет погребений и украшений. Хотя у них есть язык, но нет символов. Некоторые животные могут не есть долгое время, но ни одно из них не знает, что такое диета. Продолжите анализ сходств и различий между животными и людьми. 

Группа учащихся 8А класса, работавшая над этим заданием, состояла из 5 человек: Дарья Баландина, Елизавета Бруква, Ксения Илларионова, Владислав Ткач, Валерия Галныкина.
Группа воспользовалась возможностью выбрать задание заранее, что видимо отразилось на организационном этапе работы. Сразу была определена форма представления - что-то вроде мандалы, хотя по сути  круги Эйлера, показывающие пересечение двух понятий: человек и животное. На пересечении стикерами были отмечены сходства между понятиями, в оставшихся частях круга  отличия. Простое, но красивое решение задачи! 
Содержательно команда допустила ошибку в определении стикера с потребностями. Биологические потребности присущи как человеку, так и животным. А вот социальные и духовные свойственны только человеку. Кроме того. в процессе работы группа столкнулась с трудностями технического характера  стикеры никак не хотели клеиться на поверхность. Пришлось использовать клей, но всё равно стикеры оказались зафиксированы недостаточно хорошо. Урок на будущее для всех: хотите использовать стикеры, проверьте, как они будут крепиться.

Раздел 2. Экономическая сфера. 
2.1 Как вы понимаете эти выражения? 
  • Обязательным признаком рынка является конкуренция.
  • Фирмы-производители борются за деньги покупателя, предлагая огромное количество товаров и услуг.
  • Предпочтение отдаётся той фирме, товар которой в наибольшей степени соответствует запросам потребителей. 
  • Параметры этих запросов многообразны: цена, качество, гарантийное обслуживание и т.д. 
  • Обязательным условием конкуренции является наличие большого количества фирм. 

Задание выполняли ученицы 8А класса Ксения Алёшина, Злата Сурова, Евгения Деркач и Анна Плавник.
Группа также воспользовалась правом выбрать задание за несколько часов до урока. Здорово, что девочки увидели тематическую связь между предложенными суждениями, а также попытались объединить их в формате единого визуального образа  карты путешествия.
Использованные картинки подобраны тематически удачно. А вот пояснительные тексты содержат только один уровень понимания  фактический. Можно было попытаться выйти и на уровень теоретических обоснований, хотя в задании не было чётко указано, в каком формате представлять своё понимание суждений. 

2.2 Проиллюстрируйте конкретными примерами следующие положения: 
  • Мир устроен так, что потребностей у людей в избытке, а средств  в недостатке. 
  • В 90-е гг. в России некоторые частные и государственные банки, не расплатившись с клиентами, подорвали доверие населения. 
  • Применительно к продавцам конкуренцию следует понимать как состязание производителей или продавцов одинаковой продукции на рынке за привлечение максимального числа покупателей и получение максимальной прибыли. 
Задание выполняли учащиеся 8Б класса: Стенников Никита, Бебех Егор, Браженко Сергей и Кононова Дарья.
Ответ на задание визуализировался с помощью рисунков, отражающих конкретные факты социальной реальности. Понравилось, что в рисунки ребята смогли заложить какие-то теоретические характеристики, которые не прописаны текстом, но узнаются из визуального ряда (к примеру, ценовая и неценовая конкуренция).
Изначально мне показалось, что группа не отработала первое положение. Однако затем я увидела интересный ход: как с помощью реплики одного из героев рисунка всё-таки проиллюстрировано и первое суждение. Правда, содержательно такая иллюстрация не вполне достаточна: ограниченность ресурсов является главной проблемой экономики, которая существует у всех людей и у всех обществ. Однако, в целом группа справилась с заданием.

2.3 Разновидностей рынков великое множество. Ниже приведены названия некоторых из них: видеорынок, рынок рекламы, рынок жилья, рынок ценных бумаг, рынок труда, книжный рынок, вещевой рынок, птичий базар, овощной рынок, авторынок, рынок недвижимости, фондовый рынок, брачный рынок. 
Вопросы и задания. 
  1. Назовите самый (или самые) крупные рынки по обороту денег. 
  2. Назовите самый крупный рынок по числу участвующих в нём людей. 
  3. Дополните список другими видами рынка, какие вы знаете (не менее трёх). 
  4. Попробуйте сгруппировать окончательный список по какому-то критерию, например, в зависимости от того, что на рынке продаётся. 
Над заданием работали ученики 8В класса Артём Тюрин, Иннокентий Каширин, Александр Исаев и Михаил Бызов.
Систематизировать и классифицировать предложенные рынки группа решила в виде мандалы, располагая на разных её слоях разные типы рынков.
Однако, в конечном итоге мандала сработала только как форма размещения информации. Справившись с основными вопросами задания, группе, к сожалению, не удалось создать сколь-нибудь обоснованную классификацию всех примеров - как тех, что были предложены в задании, так и своих собственных (к слову, очень неплохо подобранных с точки зрения разнообразия).

2.4 Закончите приведённые ниже предложения. 
  • Символом и главным двигателем экономики выступают...
  • Поиск работы всё чаще влечёт за собой… 
  • В сфере обмена господствует… 
  • По форме все предприятия делятся… 
  • Эмиссия как способ решения проблемы дефицита не может принести облегчения стране, потому что… 
Группа учениц 8А класса, выполнявшая это задание (в составе Марии Шестаковой, Марии Бутаковой, Таниты Андже-Киуру, Ирины Муфазаловой и Марии Леутиной) по полной программе воспользовалась возможностью выбрать задание для работы в первой половине дня. Видела, что на уроке у группы был не просто распечатанный дома текст задания - оно было дополнено определениями приведённых в задании понятий, ещё каким-то репликами. Какая-то информация по заданию была и на планшете (на фотографии видно, что идёт работа с мобильным устройством).
То есть, с текстовой частью задания девочки поработали заранее, на уроке им осталось только визуализировать её. 
В плакате использованы самые разные техники: тут и список, и иерархические диаграммы и визуально интересное сочетание собственных рисунков с готовыми изображениями (последние не просто выступали как самостоятельные объекты, а буквально внедрялись в рисунки). Содержательно немного не доработано последнее суждение: из предложенного группой рисунка видно, что эмиссия приводит к резкому увеличению денежной массы, однако никак не отражена возрастающая при этом инфляция.

Ещё меня очень зацепила организованность этой группы. У меня сложилось ощущение, что каждая минута урока была у них чётко спланирована. Ровно со звонком работа была закончена, девушки буквально синхронно достали свои мобильные устройства, сфотографировали получившийся проект и сдали его. Именно в процессе наблюдения за работой этой группы, я в очередной раз задумалась об интеграции традиционных форм работы (ручное письмо и рисование, коллажи-аппликации и пр.) и современных информационных технологий (использование личных мобильных устройств для поиска и работы с текстовой информацией, а также для фиксации готового продукта). 

2.5 Согласны ли вы с этими суждениями или нет? 
  • Товаром могут быть рабочие руки, земля и даже воздух.
  • Показ фильма  оказание услуги, а создание фильма - это уже изготовление товара. 
  • Деньги  всего лишь посредник, средство, облегчающее хождение товаров и оказание услуг. 
Обоснуйте свою позицию. 

Над заданием работала группа учеников 8В класса: Илья Быков, Владислав Нейман, Антон Фогель, Михаил Укладчиков и Владимир Юй.
Каждое из предложенных суждений было представлено ребятами в виде комикса. По сути, это уже что-то близкое к сторителлингу: группа попыталась облечь каждое суждение в формат истории, а затем эту историю нарисовать. Визуально очень интересно получилось.
А вот содержательно ещё есть над чем работать. Здорово, что группа где-то использует юмор, однако, он не всегда уместен и не создаёт твёрдого убеждения в понимании содержания задания. То же относится к буквальному пониманию и прорисовыванию отдельных понятий. К примеру, воздух как товар  это ведь не воздух, запаянный в бутылку, а, к примеру, разница в стоимости недвижимости в промышленном или экологически чистом районе (кстати, это содержание легко могло быть упаковано в образ бутылки). А земля  не только грунт для растений, но и в широком понимании  как фактор производства. Визуализация третьего суждения носит бытовой характер и не отражает знание и понимание участниками основных функций денег.

2.6 Как вы понимаете эти выражения? Ваши аргументы в их защиту. 
  1. Предприниматель несёт материальную ответственность за результаты деятельности фирмы, определяет стратегию её развития и имеет право распределения прибыли. 
  2. Торговцы живут только за счёт того, что производители и покупатели территориально разъединены друг от друга. 
  3. К досугу люди стремятся, а безработицы они избегают. 

Визуализировала ответ на это задания группа учениц 8В класса: Ангелина Хайруллина, Анна Шерстнёва, Арина Скорнякова и Кристина Салытова.
Плакат, созданный группой, висит сейчас у меня на открытой створке двери и привлекает внимание всех, проходящих мимо. Ещё бы! Главным героем созданных рисунков выступает известный по популярной у подростков и молодёжи социальной сети человечек Прост.
И вот этот Прост зацепил меня больше всего (хотя восхищаюсь и структурой работы). Используя свой социальный опыт, группа взяла этот китчевый мем в качестве субъекта ученической работы, слегка "окультурив его" (в VK он разговаривает менее прилично), но сохранив как его внешнюю узнаваемость, так и какие-то речевые обороты (в частности, использование уменьшительных форм "хлебушек", "денюшка"). И всё это было грамотно вписано в рамки задания: Прост существует на плакате не сам по себе, его роли, реплики, диалоги работают на раскрытие содержания! Нашлось место и теоретическим обобщениям, которые плавно вытекают из обыденно-житейских. Здорово! В качестве недостатка работы можно отметить разве что плохую читаемость текста: шрифт должен быть чётче и ярче.

Раздел 3. Социальная сфера. 

3.1 Ниже приведены примеры различных статусов. 
Женатый мужчина, мальчик, рабочий, католик, наёмный работник, старик, либерал, женщина, холостой мужчина, социалист, бухгалтер, девочка, мусульманин, разведённый мужчина, собственник, юноша, юрист, буддист, консерватор.
Вопросы и задания. 
  1. Распределите их по группам: брачные статусы, экономические статусы, демографические статусы, религиозные статусы, политические статусы, профессиональные статусы 
  2. Дополните перечень статусов своими примерами (не менее пяти). Собственные примеры должны относиться к разным группам. 
  3. Какие из этих статусов могут принадлежать одному человеку. Составьте три статусных набора. Статусы внутри каждого из них повторяться не должны. 

Задание выполняла группа учениц 8Б класса: Дарья Пяткова, Ксения Кононова, Екатерина Вигерич, Янина Капустина и Тамара Дзидзигури.
Само задание изначально предполагало формат классификации, что и было сделано группой в форме таблицы. Те статусы, которые были даны изначально, записаны на стикерах, дополненные  отдельной строкой таблицы. Статусные наборы составлены строчками текста, при этом, группа не воспользовалась предложенными статусами. То есть, с точки зрения содержания, задание не просто выполнено - оно перевыполнено. А вот визуализация могла бы быть более интересной. Изначально статусы, принадлежащие к разным группам, были написаны на стикерах разного цвета. Можно было использовать эти же цвета в дальнейшем  как для подбора собственных примеров статусов, так и для обозначения статусов разных типов в статусном наборе. Сами статусные наборы можно было сформировать из имеющихся статусов, визуализируя этот процесс (к примеру, стрелками от наименования статуса к соответствующей ему картинке).

3.2 Проанализируйте сказку о Чиполлино с точки зрения социолога. Как в ней показана стратификация общества? почему лук олицетворяет простой народ, а помидор - знатных людей? Связаны ли как-то свойства овощей и фруктов с социальным расслоением людей? 

Задание выполняла группа учащихся 8А класса в составе: Мира Туратова, Александра Князева, Валерия Луцук и Тимофей Добрынин.
Решение, которое они предложили, было интересным визуально: пирамида, которая представляла собой шкалу с двухмерным измерением: с одной стороны  классы общества, с другой  уровень честности и доброты.
Однако честность и доброта являются трудно измеряемыми критериями, потому и не рассматриваются в качестве критериев социальной стратификации. Не первый год даю это задание, обычно ответы связаны с местом роста ягод, овощей и фруктов. То, что растёт на земле  это народ (Чиполлино  лук, Тыква, Земляничка). Помидор растёт на кусте, над землёй, а потому в сказке синьор Помидор представлен в качестве угнетающего народ. Адвокат Горошек, который цепляется за все своими усиками, лишь бы только забраться повыше, оказывается не только крючкотвором, но и предателем. Графини Вишни, барон Апельсин, герцог Мандарин – все эти плоды растут на деревьях, они вознеслись высоко, совсем оторвались от родной почвы, а потому им нет никакого дела до бед и страданий тех, кто живет внизу, на земле. Правителем там был принц Лимон. Лимон кислый, вот и народу жилось несладко. Вот такая вот модель стратификации.
И вопрос группе: кто-нибудь мне объяснить, при чём здесь слоник?

3.3 Объясните, почему? 
  1. Этноцентризм выступает причиной крупномасштабных конфликтов и войн. 
  2. Способность восстанавливать своё единство в каждом следующем поколении  очень важная характеристика семьи. 
  3. Статусные символы гражданского населения не так определены, как военного. 
  4. Одежда  такой же социальный символ, как речь и поведение. 

Работу по этому заданию выполнили ученицы 8Б класса Мария Кононович, Лариса Мордовина, Яна Шафикова, Ксения Моисеенко и Олеся Рязанова.
В созданном плакате каждое суждение представлено на выделенном для него блоке. Группа использовала для визуализации как готовые фотографии, так и свои рисунки. Изображения сопровождались текстовыми объяснениями.
Большой удачей группы стали фотографии к суждениям 3 и 4 — очень уместные, прямо в точку. Суждение три визуально интерпретировано в корне неверно: речь идёт об этических группах (племя, народность, нация), а не о конфессиональных (христиане, мусульмане, буддисты). Ответ по суждению 2 носит слишком общий характер. Вообще текста избыточно много, и он порой работает на раскрытие темы даже хуже, чем подобранные группой изображения.

3.4 Общество, социальные группы воздействуют на личность с целью приведения её действий в соответствие с существующими в обществе нормами. Всё многообразие способов такого воздействия называется социальным контролем. Каждый из нас является объектом социального контроля. Представьте в виде схемы социальные группы, организации, социальные нормы, личностей, которые осуществляют социальный контроль по отношению к вам. 

Задание выполняла группа учениц 8В класса: Екатерина Ильина, Юлия Иовиц и Валерия Белоусова.
Задание изначально предполагало поиск и классификацию некоторых элементов — с этой частью группа справилась неплохо (да, названы далеко не все позиции, но и социальный опыт пока ограничен; удивило, правда, что среди социальных норм не названы правовые — ученицами класса социально-правового профиля). Заданные элементы были выстроены в виде списка. Как вариант, на мой взгляд, неплохо было бы выстроить визуализацию в круговом формате: в центре личность, а вокруг — те элементы социального контроля, которые оказывают на неё воздействие.
Группа работала очень позитивно и, завершив свой плакат, девушки не только сфотографировали получившийся результат, но и сфотографировались с плакатом сами.

3.5 Вам, возможно, не раз приходилось быть свидетелями, а, возможно, и участниками конфликтов учеников и учителя. Учёные выделяют следующие типы таких конфликтов:
  • ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности; 
  • ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе; 
  • ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. 
Разрешение таких конфликтов, как правило, очень тяжёлый процесс. Это объясняется тем, что: 
  • участники конфликта по-разному понимают события и их причины (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику - справиться со своими эмоциями, подчиниться разуму;
  • участники конфликта имеют различный статус (учитель - ученик), что определяет их модель поведения в конфликте, а также разный возраст и жизненный опыт; конфликт, как правило, разворачивается в присутствии других учеников, что превращает их из свидетелей в участников, а сам конфликт приобретает воспитательный смысл, о чём всегда приходится помнить учителю; 
  • учитель несёт профессиональную ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации, причём очевидно, что любая ошибка участников при разрешении конфликта порождает новые конфликтные ситуации.
Вопросы и задания. 
  1. Как различие статусов, возраста и жизненного опыта учителя и ученика влияет на их поведение в конфликте?
  2. Почему развёртывание конфликта на глазах других учеников, учителей школы только усиливает его? 
  3. В чём, по-вашему, заключается воспитательный смысл конфликта: для учителя, для учащегося, для свидетелей конфликта. 
  4. Составьте несколько советов по скорейшему разрешению конфликта: для учителя, для учащегося, для свидетелей конфликта.  

Большие по объёму задания обычно пугают учащихся. Однако группа учениц 8А класса в составе Анастасии Лагута, Алёны Пузиковой, Виктории Мисник и Марины Сысковой сообразила, что именно такие задания содержат максимум необходимой для работы информации, сами по себе стимулируя обсуждение.
Возможно, именно поэтому плакат группы содержит больше текста, чем визуальных элементов (хотя текстовые блоки оформлены стикерами, фотографиями, линиями-рамками.
Зато те выводы, к которым пришли участницы группы, как мне кажется, имеют практическую ценность — как для учеников (потому, что сделан самими учениками), так и для учителей (потому, что это взгляд как бы со стороны).

3.6 Составьте схему, используя следующие понятия. Социальный конфликт; политические конфликты; переговоры; социальные конфликты; субъекты конфликта; применение силы; экономические конфликты; объект конфликта; стадии протекания конфликта (предконфликтная, самого конфликта, разрешения конфликта); этнические конфликты; способы разрешения конфликта; культурные конфликты; компромисс; межличностные конфликты; виды конфликтов; классификация в зависимости от числа субъектов; внутриличностные конфликты; социальные конфликты; классификация в зависимости от сфер, в которой протекает конфликт; посредничество; религиозные конфликты. Проиллюстрируйте понятия схемы на примере конкретного конфликта.

Задания выполняли учащиеся 8Б класса Алёна Егорова, Кирилл Наумов, Анастасия Коликова и Елизавета Дегтярёва.
Задание предполагало поиск взаимосвязей между предложенным набором понятий, однако группа просто визуализировала каждое понятие, представив работу в виде сетки таблицы.
Очень жаль, что группа не смогла увидеть целостную структуру, ведь созданные ими отдельные образы, хотя и предельно просты, зато очень содержательны и понятны: чего стоит хотя бы сравнение стадий конфликта с погодными явлениями!
_____________________
Несколько общих выводов.

  • Вы все — большие молодцы! Мне казалось, что вам будет очень сложно в условиях жёсткого временного ограничения справиться с работой. Однако вы все и каждый из вас с честью приняли этот вызов! Вы даже не представляете, сколько удовольствия я получила, наблюдая как за процессом вашей работы, так и за её результатами. Спасибо всем! Я горжусь вами!
  • Порадовала предварительная организационная подготовка: как материальная (каких только инструментов не было на уроках: маркеры, стикеры разных цветов и видов, наклейки, глянцевые журналы, открытки и т. д.), так и содержательная — в тех группах, которые воспользовались возможностью выбрать задание за несколько часов до урока и, думаю, им это немало помогло в работе.
  • Я увидела, что каждый из вас умеет:
    • мыслить визуально;
    • работать в команде. 
Поверьте, эти качества очень важны в современном обществе.

А ещё очень порадовало неравнодушие учеников 8В класса, которые сегодня после уроков всем классом буквально вломились ко мне в кабинет и смотрели/читали/обменивались впечатлениями по развешанным всюду плакатам. Значит, вам не всё равно — и это тоже здорово.
_____________________ 
Что дальше?

  • Тех, кого заинтересовала теоретическая сторона процесса визуализации — вот книга, которая послужила для меня источником вдохновения при разработке идеи этого урока. Книга есть у меня в личном пользовании, могу дать полистать/почитать. В ней, кстати, я ещё несколько идей подсмотрела — обязательно их реализую со временем.
  • Полученные результаты вдохновляют на дальнейшую работу по визуальной упаковке смыслов. Очень хочется попробовать с вами Объясняшки: владельцы IPad-ов, присмотритесь, пожалуйста, к этому приложению.
  • Я свой самый большой в жизни пост написала. Очень хочется теперь получить от вас обратную связь. 
    • Напишите, что дала вам эта работа, какие впечатления, эмоции остались от урока. Насколько такая деятельность помогла вам разобраться в теме, над которой вы работали (и насколько в других темах — прочитав/просмотрев работы других групп).
    • Возможно, вы захотите сделать виртуальную презентацию вашего проекта: опишите содержание того, что у вас получилось. Словами.
    • Может быть, вы захотите написать о работах других групп.
    • Свои мысли, впечатления можно оставить в комментариях к этому сообщению. А, возможно, вам будет тесно в этом пространстве. Будет здорово, если кто-то захочет ответить на поставленные вопросы в своей электронной тетради (фотографии можно взять у меня, вот ссылка на альбом), а в комментариях разместит ссылку на свой пост.
  • Обращаюсь также к коллегам, осилившим чтение этого поста. Буду рада вашим отзывам, предложениям, готова ответить на ваши вопросы.

8 комментариев:

  1. Хотя я не преподаватель обществоведения, но меня увлекает тематика упаковывания смыслов и особенно связанное с нашим обществом и пониманием его строя и развития учениками. Огромное спасибо за ваш труд и умение подать вопросы и заинтересовать учеников. Их созданные работы отличаются не только юмором и фантазией, но и глубиной познания вашего предмета. У меня возник вопрос в ходе чтения поста, а сколько времени у вас отводится на такую работу. Неужели всего 45 минут.? И еще: вы пытались эти плакаты заснять на видео с презентацией школьников. Это конечно, потребует еще время, но как было бы интересно послушать суждения подростков. Еще раз огромное спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Nadja, спасибо Вам за интерес к нашей работе. Урок у нас длится 40 минут, столько времени и ушло на работу (только в одном классе создавали 1,5 урока). Устные презентации работ, к сожалению, не делали (очень этого не хватило, на самом деле): предмет преподаётся по учебному плану всего 1 час в неделю — особенно не развернёшься, программу бы пройти. но в этом году у меня как-то удачно сложилось: весь учебный материал пройден, и осталось время на повторение.

      Для меня всегда было очень важным развитие умения переноса знаний в любую смысловую оболочку: умение увидеть содержание предмета, к примеру, в произведении искусства, или в литературном произведении. В этот раз перенос состоял в определении содержания учебного материала в познавательной задаче и перенос его на бумагу визуальными средствами. И всё это — с развитием навыков командного взаимодействия. Результатом очень довольна, ребята отработали хорошо.

      Удалить
  2. Мне очень понравилась работа подобного типа, на уроке мы работали командой, постарались проявить свою творческую сторону. Задействованы в команде были абсолютно все, никто не сидел на месте. Я думаю каждый провел это время с пользой.
    Спасибо за замечательный урок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дарья, спасибо Вам за отзыв! Мне особенно интересно: насколько подобного рода работа помогает Вам в усвоении обществоведческого материала: понятий, процессов, явлений общественной жизни?

      Удалить
  3. К моему большому сожалению, я пропустила этот урок. Мне бы очень хотелось выполнять задания подобного типа, то есть командные и творческие. Работы действительно получились замечательные, и судя по фотографиям, все члены команды принимали участие. Надеюсь, что еще будут подобные уроки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александра, действительно жаль, что Вас не было на уроке. А вот мне интересно: Вам, как человеку, не участвовавшему в работе, понятно содержание ответов на задания, представленные столько необычным образом?

      Удалить
    2. В большинстве случаев, да. Но над некоторыми работами я задумалась. На мой взгляд, поскольку это первое задание подобного типа, ребята не смогли до конца раскрыть некоторые понятия.

      Удалить
    3. Александра, считаю, что задание было непростым. Ведь речь шла не просто о том, чтобы "нарисовать понятие", а о том, чтобы визуализировать развёрнутый ответ на познавательную задачу. То есть, мало того, что надо было этот ответ спроектировать, так ещё и представить его визуально. Согласна, что не у всех получилось одинаково хорошо. И во многом причина именно в недостаточном знании материала, а не в его визуальном представлении. Ведь для того, чтобы представить визуально мысли, надо для начала, чтобы эти мысли просто были.

      Однако, я рада уже тому, как шёл сам процесс. Все работали слаженно, никто не отлынивал, каждый пытался внести вклад в общую работу. Сами задания заставили думать, вспоминать понятия, осмысливать информацию и т. д. А это уже здорово.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...