Ну, вот, свершилось! 63 ученика 10-х классов завершили промежуточную аттестацию по обществознанию. Создан сайт — электронный учебник, проведена устная защита тем с обязательной активностью с аудиторией — всё сделано в таком формате, каким оно и должно быть по вашему мнению, мнению более или менее успешно завершивших курс 10-го класса. Ведь главный вопрос, который был поставлен перед вами: "На какой урок я пойду с удовольствием?"
Вы не представляете, как трудно мне было ставить за этот экзамен "четвёрки", а ещё труднее - "тройки". Эмоции зашкаливали, и разум приходилось включать принудительно. Да, каждый из вас совершил маленькую победу. Но мне бы не хотелось девальвировать значимость оценки с точки зрения измерителя осуществлённого процесса и полученного результата: согласитесь, они у всех были разными. И не могут быть одинаково высоко оценены разные уровни работы с информацией: или копирование и воспроизводство из одного-двух источников, или вдумчивая работа по изучению, отбору, оценке, систематизации, классификации информации, осмыслении того, как наилучшим образом её представить. Не может быть одинаково оценено чтение текста с листа (или с созданной страницы сайта) и умело выстроенное выступление, в котором удивительным образом соединялись и краткий обзор содержания темы, и представление страницы сайта, и интересная активность с аудиторией и ответ на ключевой вопрос экзамена. Поэтому я очень надеюсь на ваше понимание. Тем более, вся процедура экзамена подразумевала предельную открытость: вы могли видеть всё, что делают на сайте другие, как могли и присутствовать на всех устных выступлениях.
По итогам работы на экзамене, каждый из вас оперативно заполнил анкету (все ответы можно прочитать здесь, я скрыла только фамилии отвечавших). Для меня очень ценны ваши искренние, "не дежурные" ответы. Не поверите, я буквально "живу" эти дни в ваших ответах. И очень радостно осознавать, что вся проделанная работа — как в течение года, так и непосредственно перед экзаменом — была не зря. Как в содержательном плане, так и в развивающем, в личностном. Приведу лишь несколько фрагментов ответов, хотя внимания достоит каждый!
Лучшие страницы сайта
Как владелец сайта, я могу увидеть, кто из редакторов и когда вносил изменения на страницы. Из пяти групп, страницы которых я отметила как лучшие, в трёх работа осуществлялась совместно. Это группа в составе +Анна Павлова, +Julie Kungurova и +Дарья Сенчищева, группа +Анастасия Жорова, +Анастасия Яншина и +Ekaterina Kozlova, а также группа в составе +Андрей Афанасьев, +Павел Киселёв и +Егор Сагоконь. В двух других группах вся работа по созданию и наполнению страницы (по крайней мере, в техническом плане) была сделана в одиночку — +Евгения Агафонкина и +Миша Маврин. Даже не знаю, какой из двух вариантов работы меня больше восхитил. С восторгом отмечала, видя, как в течении какого-то дня каждый человек из какой-то группы оставлял свой цифровой след на сайте. С другой стороны, с огромным уважением отношусь к труду ребят, в одиночку справившихся с технической стороной экзамена, в условиях, когда другие члены группы смогли активно проявить себя только в устной части.
А вообще я восхищена тем разнообразием сервисов, которые вы использовали в своей работе. С некоторыми из них я сама прежде никогда не работала, так что, я тоже у вас училась. Прежде всего, это Cacoo — сервис для создания диаграмм, интеллект-карт и пр. Видя, какую красоту вы в нём создали, обязательно попробую что-то сделать сама.
Отдельное восхищение группам, использовавшим в своей работе скрайбинг. Второй год подряд, проводя занятие с десятиклассниками по этой технологии, переживаю: наверное, увидев её трудоёмкость, больше никто не возьмётся делать. И второй год мои опасения оказываются заблуждением. В этом году сразу две группы попытались упаковать смыслы с помощью приложения для IPad "Объясняшки" — передаём привет разработчику приложения +Сергей Гевлич. Люди, может, проведём в 11 классе полноценную сессию по упаковке смыслов с помощью этого приложения? Я имею в виду не техническую сторону, она там как раз очень проста, а именно смысловую, содержательную. Пять IPad-ов с установленным приложением на каждый класс (своих, или позаимствованных у кого-то), и я готова. А пока, кто из вас ещё не видел этих двух роликов, советую это сделать — налицо прогресс по сравнению с тем, что делали раньше.
Ролик по теме "Понятие общественного прогресса" (страница сайта), созданный в рамках работы группы +Polina Kostkina, +Анна Шушпанова и +Ирина Потапова.
И второй ролик — созданный группой в составе +Семен Глухов, +Aleksey Plotnikov и +Максим Субботин. Как мне кажется, группа наглядно показала, что умения рисовать на уровне "палка-палка-огуречик-во и вышел человечек" достаточно для того, чтобы передать смысл.
Семён в анкете написал, что был разочарован, услышав в ролике свой голос. Семён, не расстраивайтесь! Зато ролик вашей группы очаровал других!
Лучшие устные выступления
Говоря об устных выступлениях, отдельно хочется отметить спланированные вами активности для зрителей/слушателей. Большинство групп здесь не были оригинальны относительно остальных — самым популярным оказался сервис LearningApps. Однако, типы упражнений, которые можно создать в нём, очень разнообразны, а потому интерес во время выступлений не пропадал. Но при этом были группы, которые попытались попробовать что-то иное для организации взаимодействия с аудиторией. Всем запомнилось простое, но яркое упражнение по теме "Этнические общности и межнациональные отношения" (страница сайта) с флажкам, карточками и разбивкой на группы, которое провели +Arty Tkach, +Элла Кремер и +Sonya Semenova.
Отдельное восхищение группам из 10В класса, которые выбрали для работы темы по экономике. Два других класса будут изучать экономику только в следующем году: 10А — в рамках курса обществознания, 10Б — как отдельный предмет. Но благодаря аттестации, два других класса могут получить какие-то знания по этому разделу обществоведческого курса уже сейчас. Кроме того, изучение экономики для учеников гуманитарной гимназии всегда представляет некоторую сложность. А потому, я решила оценить работу этих групп не только через оценку за экзамен по обществознанию, но и через текущую оценку по курсу экономики. Здесь особенно хочется отметить работу группы в составе +Елизавета Богомолова, +Мезенцев Дмитрий и +Roman Testov по теме "Типы экономических систем" (страница сайта). Они продемонстрировали, как одна и та же информация может быть представлена самыми разными способами.
А ещё было очень радостно от высокой активности аудитории — вы же ведь не только ради баллов это делали, ведь правда? Восторженные глаза, "лес рук" — весь экзамен прошёл на позитивной волне.
В общем, я тут подумала, и немного решила запись на главной странице сайта изменить.
Было:
Стало:
Шутка ли — доступ к редактированию сайта был у 65 человек! И большинство непосредственно редактировали свои страницы. Я надеюсь, вы ничего не будете удалять: помимо текста, размещённого на сайте целой параллелью учеников, там ведь ещё огромное количество встроенных приложений с ваших аккаунтов на сторонних сервисах. Поверьте, вы можете гордиться собой и своей работой. Вы получили сайт с наглядными информационными материалами по темам, изученным в 10 классе — сайт, созданный вами. пусть он и дальше живёт и помогает в обучении — вам и другим (при обращении к материалам сайта, не забывайте, что для отображения отдельных встроенных объектов, надо загрузить скрипт через иконку щита в адресной строке браузера).
Спасибо всем огромное! Я горжусь вами! Вы замечательные, работать с вами — удовольствие! Хороших вам каникул!
Пока я писала это сообщение, появился немного сумбурный (словно извиняющийся за работу в дедлайне), но очень неравнодушный пост от +Вадим Серегин. А затем — восторженный, полный радостных эмоций — от +Василиса Ковалёва (читать здесь). +Анна Павлова написала о своих впечатлениях на странице мероприятия. Здорово, что кому-то не хватило пространства экзамена и итоговой анкеты, чтобы поделиться своими впечатлениями.
Фотоальбом от +Лейля Жабоева с удивительными, очень позитивными комментариями >>> Некоторые фотографии использовала в этом посте.
Фотоальбом +Daria Malyova >>>
Спасибо всем, кто носит соломинки в общий муравейник!
Мой маленький фотоальбом >>>
По итогам работы на экзамене, каждый из вас оперативно заполнил анкету (все ответы можно прочитать здесь, я скрыла только фамилии отвечавших). Для меня очень ценны ваши искренние, "не дежурные" ответы. Не поверите, я буквально "живу" эти дни в ваших ответах. И очень радостно осознавать, что вся проделанная работа — как в течение года, так и непосредственно перед экзаменом — была не зря. Как в содержательном плане, так и в развивающем, в личностном. Приведу лишь несколько фрагментов ответов, хотя внимания достоит каждый!
...я улучшила свои навыки работы с информацией: вместо бездумного копирования из многочисленных источников научилась отбирать именно то, что соответствует содержанию темы.
Было очень приятно смотреть на то, как во время выступления ребята сплотились между собой.
Мне очень понравился данный вид активности. Во-первых я "реанимировала" знания за курс 10 класса, при просмотре работ других учеников. Во-вторых, я углубилась в тему, выбранную нами для работы<...> Так же я научилась работать с многими интернет-сервисами, что мне поможет в будущем не только школьном, но и профессиональном. Ну и наконец, я научилась грамотно представлять информацию для визуалов, а таких людей в обществе большинство, это поможет мне в профессии при работе с людьми.
Мне очень помогли данные интерактивы, я структурировала свои знания, восполнила пробелы в знаниях, получила удовольствие от общей атмосферы работы.
В первую очередь, я получил неоценимый опыт. Не менее важным аспектом было получение знаний по заданной теме, причем я не только укрепил материал, изученный на уроках, но и получил новые. Философия оказалась гораздо более интересной наукой, чем я предполагал ранее. И это мне открылось именно в ходе самостоятельного анализа ее проблем. В конце концов, данная работа открыла мне новые горизонты в познании.
В анкете вы также голосовали за лучшие работы — как с точки зрения созданных страниц сайта, так и с точки зрения выступлений. Я учла ваше мнение при оценивании работ, выставив лидерам голосования дополнительные баллы. Я не заполняла анкету, а потому хочу представить здесь мой личный рейтинг по итогам аттестации.
Лучшие страницы сайта
Стоит отметить, что и в итоговой анкете большинство проголосовали именно за эти две страницы.
Приведу по одному фрагменту из анкет — как обосновывали выбор лучшей страницы сайта.
Выделяющееся среди остальных рациональное компонование материала по отдельным микротемам, удобная навигация по разделам и наглядно визуализированная информация. Помимо того, тема изложена достаточно полно и доступно для понимания.
Меня поразило то, что представленные на данной странице сайта интерактивные плакаты были сделаны не на основе, скопированных из интернета схем и таблиц, а на рисунках, созданных Евгенией Агафонкиной, что делает их страницу уникальной, а также это показывает уровень ответственности группы, заинтересованности в этом проекте, трудолюбии и творческом подходе к работе. Я считаю, что это заслуживает дополнительного внимания и оценивания. Так же можно отметить, что это очень интересный способ визуализации информации.Помимо двух страниц-лидеров, я бы хотела отметить ещё три страницы. Каждая из них отлично структурирована, использованы различные сервисы визуализации информации. Но при этом не возникает ощущения перегруженности, всё очень уместно, содержательно. Восхищена работой авторов!
А вообще я восхищена тем разнообразием сервисов, которые вы использовали в своей работе. С некоторыми из них я сама прежде никогда не работала, так что, я тоже у вас училась. Прежде всего, это Cacoo — сервис для создания диаграмм, интеллект-карт и пр. Видя, какую красоту вы в нём создали, обязательно попробую что-то сделать сама.
Отдельное восхищение группам, использовавшим в своей работе скрайбинг. Второй год подряд, проводя занятие с десятиклассниками по этой технологии, переживаю: наверное, увидев её трудоёмкость, больше никто не возьмётся делать. И второй год мои опасения оказываются заблуждением. В этом году сразу две группы попытались упаковать смыслы с помощью приложения для IPad "Объясняшки" — передаём привет разработчику приложения +Сергей Гевлич. Люди, может, проведём в 11 классе полноценную сессию по упаковке смыслов с помощью этого приложения? Я имею в виду не техническую сторону, она там как раз очень проста, а именно смысловую, содержательную. Пять IPad-ов с установленным приложением на каждый класс (своих, или позаимствованных у кого-то), и я готова. А пока, кто из вас ещё не видел этих двух роликов, советую это сделать — налицо прогресс по сравнению с тем, что делали раньше.
Ролик по теме "Понятие общественного прогресса" (страница сайта), созданный в рамках работы группы +Polina Kostkina, +Анна Шушпанова и +Ирина Потапова.
И второй ролик — созданный группой в составе +Семен Глухов, +Aleksey Plotnikov и +Максим Субботин. Как мне кажется, группа наглядно показала, что умения рисовать на уровне "палка-палка-огуречик-во и вышел человечек" достаточно для того, чтобы передать смысл.
Лучшие устные выступления
- Понятие истины, её критерии (страница сайта >>>). Группа в составе +Вадим Серегин, +Егор Шелудько и +Константин Сериков построила своё выступление оригинально, разыграв небольшую сценку. Громко, конечно, будет сказано, но у меня возникла ассоциация с сократовским диалогом (просто выбранная ребятами форма оказалась очень уместной с точки зрения темы).
Не случайно, в итоговой анкете, самое большое количество голосов было отдано именно за выступление этой группы.
Свидетели выступления этой группы не скупились на похвалы в анкете, вот лишь один из семнадцати отзывов:
...очень оригинально начали свое выступление, в форме диалога, в ходе которого мы могли представить себя на их месте. Они четко выражали мысли и явно хорошо владели информацией, к тому же у них был сценарий, который увлекал слушателей.
- Угрозы и вызовы XXI в. (глобальные проблемы). Отметила как одну из лучших страницу сайта этой группы, хочу отметить и их выступление. На мой взгляд, работа, одной из самых неожиданных (по составу) для меня группы: +Анна Павлова, +Julie Kungurova и +Дарья Сенчищева — это блестящий пример рациональной совместимости в межличностных отношениях: когда каждый знал свой участок работы, когда каждый по отдельности и все вместе несли ответственность за результат.
<...> в процессе работы мы поняли, что, пожалуй, главным признаком интересного материала для изучения является, во-первых, не изобилие текста, а его содержательность. Все мы знаем о “правиле 5 секунд”, да и многих, я уверена, при поиске информации пугают статьи с огромным количеством текста. Мы скорее выберем то, что более структурировано и продумано, а при желании всегда сможем воспользоваться поисковиком и найти нужную дополнительную информацию. Другой чертой, упомянутой ранее, является вовлечение ученика в процесс, ведь это гораздо интереснее многочасовой монотонной лекции.Эта группа также была одной из немногих, кто в своём выступлении чётко ответил на ключевой вопрос аттестации — на какой урок я пойду с удовольствием. Из других групп, справившихся с этой задачей, хотелось бы отметить выступления двух первых групп, которые смогли связать ответ на этот вопрос с содержанием своей темы. Сначала +Евгения Агафонкина — про интерес, который возникает, изучая человека, то есть себя. Затем +Женя Ефимова — про удовольствие от получение новых знаний.
Говоря об устных выступлениях, отдельно хочется отметить спланированные вами активности для зрителей/слушателей. Большинство групп здесь не были оригинальны относительно остальных — самым популярным оказался сервис LearningApps. Однако, типы упражнений, которые можно создать в нём, очень разнообразны, а потому интерес во время выступлений не пропадал. Но при этом были группы, которые попытались попробовать что-то иное для организации взаимодействия с аудиторией. Всем запомнилось простое, но яркое упражнение по теме "Этнические общности и межнациональные отношения" (страница сайта) с флажкам, карточками и разбивкой на группы, которое провели +Arty Tkach, +Элла Кремер и +Sonya Semenova.
Отдельное восхищение группам из 10В класса, которые выбрали для работы темы по экономике. Два других класса будут изучать экономику только в следующем году: 10А — в рамках курса обществознания, 10Б — как отдельный предмет. Но благодаря аттестации, два других класса могут получить какие-то знания по этому разделу обществоведческого курса уже сейчас. Кроме того, изучение экономики для учеников гуманитарной гимназии всегда представляет некоторую сложность. А потому, я решила оценить работу этих групп не только через оценку за экзамен по обществознанию, но и через текущую оценку по курсу экономики. Здесь особенно хочется отметить работу группы в составе +Елизавета Богомолова, +Мезенцев Дмитрий и +Roman Testov по теме "Типы экономических систем" (страница сайта). Они продемонстрировали, как одна и та же информация может быть представлена самыми разными способами.
А ещё было очень радостно от высокой активности аудитории — вы же ведь не только ради баллов это делали, ведь правда? Восторженные глаза, "лес рук" — весь экзамен прошёл на позитивной волне.
В общем, я тут подумала, и немного решила запись на главной странице сайта изменить.
Было:
Стало:
Шутка ли — доступ к редактированию сайта был у 65 человек! И большинство непосредственно редактировали свои страницы. Я надеюсь, вы ничего не будете удалять: помимо текста, размещённого на сайте целой параллелью учеников, там ведь ещё огромное количество встроенных приложений с ваших аккаунтов на сторонних сервисах. Поверьте, вы можете гордиться собой и своей работой. Вы получили сайт с наглядными информационными материалами по темам, изученным в 10 классе — сайт, созданный вами. пусть он и дальше живёт и помогает в обучении — вам и другим (при обращении к материалам сайта, не забывайте, что для отображения отдельных встроенных объектов, надо загрузить скрипт через иконку щита в адресной строке браузера).
Спасибо всем огромное! Я горжусь вами! Вы замечательные, работать с вами — удовольствие! Хороших вам каникул!
Пока я писала это сообщение, появился немного сумбурный (словно извиняющийся за работу в дедлайне), но очень неравнодушный пост от +Вадим Серегин. А затем — восторженный, полный радостных эмоций — от +Василиса Ковалёва (читать здесь). +Анна Павлова написала о своих впечатлениях на странице мероприятия. Здорово, что кому-то не хватило пространства экзамена и итоговой анкеты, чтобы поделиться своими впечатлениями.
Фотоальбом от +Лейля Жабоева с удивительными, очень позитивными комментариями >>> Некоторые фотографии использовала в этом посте.
Фотоальбом +Daria Malyova >>>
Спасибо всем, кто носит соломинки в общий муравейник!
Мой маленький фотоальбом >>>
Чуть-чуть удалось прикоснуться к данному мероприятию и мне: к большому сожалению, служебные обязанности позволили присутствовать лишь на трёх защитах. Следила за работой Марии Николаевны и ребят, начиная со дня объявления о предстоящем мероприятии, читала их переписку и просматривала создаваемые ребятами страницы общего сайта.
ОтветитьУдалитьВо время защиты восхитил дух единения, царивший в аудитории, причастности всех к тому, что происходит, взаимный восторг работой, проделанной всеми вместе и каждым в отдельности. Увиденное мной совсем не походило на экзамен, где все боятся ошибиться и выглядеть не на уровне перед экзаменатором и одноклассниками, все ребята с удовольствием отвечали на вопросы, задаваемые очередной защищающейся группой в форме интерактивных заданий.
Во время подготовки к экзамену не переставала удивляться и восхищаться открытостью как учителя, так и учеников, их взаимному доверию друг другу, желанию бесконечно улучшать создаваемый совместный продукт.
Огромное спасибо Марии Николаевне и всем десятиклассникам! По информатике всем без исключения поставила "5". Вы молодцы! Успехов вам всем!
Татьяна Геннадьевна, большое спасибо! Если бы я была учителем информатики, то тоже всем поставила бы "пятёрки". Но я ставила задачу более широко. Вот, не люблю я, когда по поводу и без повода вспоминают про ФГОСЫ, но в этом случае как раз все три вида результатов присутствуют: предметные, метапредметные и личностные. Со вторыми и третьими у всех получилось (очень этому рада, потому как мало кто из учеников обычно обладает умением переноса знаний), с первыми — увы, не у всех. Потому и не могу поставить всем "5" и продолжаю думать над тем, что я сделала не так.
УдалитьЗа подготовкой к необычному экзамену наблюдала давно, жадно вчитываясь в каждое новое сообщение в сообществе «Педагогического клуба сетевого взаимодействия». Это мощно, честное слово! Снимаю шляпу перед всеми участниками процесса.
ОтветитьУдалитьЛена, насколько я помню, я не транслировала в сообщество Клуба ничего связанного с экзаменом. Ну, может, 1—2 поста максимум. Потому как писала, в первую очередь, для ребят-десятиклассников, просто кидала в ленту кругов для тех, кому интересно. Сделаю позже пост в основной блог как кейс, и вот его уже расповсюжу.
УдалитьЯ тебя везде читаю.
УдалитьЯ тебя тоже :)
УдалитьСильно. Уважаю.
ОтветитьУдалитьЮра, спасибо. Твоё появление здесь напомнило мне — я ведь не написала о свободном формате присутствия, позаимствованного с Арены мартовской конференции и адаптированного под наши потребности.
УдалитьКаждый должен был, кроме своего выступления, поработать на выступлениях трёх других групп. Вход/выход осуществлялся между выступлениями групп. Очень я переживала за этот момент. Боялась, что, во-первых, будет балаган во время входа/выхода, и мы в итоге не впишемся в тайминг. А во-вторых, что будет полупустой класс, потому как каждый сделает ровно столько, сколько сказано. Но действительность превзошла все мои ожидания. Никакой суеты с приходом/уходом, в тайминг тоже уложились, даже с опережением небольшим сработали (хотя было время, когда возникали проблемы с интернетом). А кабинет почти всегда был полным, порой еле место свободное находили. Несколько учеников отработали в течении всего экзамена: с 8.30 до 13.30, достаточно много ребят побывали на 5 и более выступлениях.
хочу к вам работать!!! в школу)
ОтветитьУдалитьУ нас есть вакансии :) Приходите.
Удалить