суббота, 22 апреля 2017 г.

Не очевидно? Неизбежно! Промежуточная аттестация за курс 10 класса. Часть 4

Прошло больше двух недель с момента, как был объявлен формат промежуточной аттестации в  этом учебном году. Формально уже неделю назад должен быть завершён организационный этап работы. И, хотя у всех он складывается по-разному (до сих пор есть те, кто вообще не записались в группы), есть группы, успешно справившиеся с началом работы. Показателями успешности прохождения организационного этапа являются:
  • три человека объединились в группу, выбрали главу/темы для работы, вписали в таблицу полную информацию о группе (в том числе, электронные адреса всех участников);
  • группа создала доску задач, и на ней уже есть что-то конкретное, над чем сейчас работает группа;
  • группа создала папку на Диске, правильно выставила настройки доступа, в папке уже есть что-то содержательное (помимо Доски задач).
Этим критериям соответствуют группы 8, 10, 16, 17, 25. Все члены этих групп получают по одному бонусному баллу. Я уже отметила это в таблице с критериями оценивания (более подробно о бонусных баллах напишу в сообщении, посвящённом оцениванию работ в рамках аттестации). Ещё несколько групп были близки к выполнению этих условий, но всё же им чего-то не хватило. Либо документы разрознены и папка не создана (или есть и папка, и праздно шатающиеся по Диску документы), либо отчётливо видна работа только одного человека (если так на организационном этапе, как вы планируете работать вместе дальше?).

Кроме того, я периодически буду отмечать лучшие образовательные результаты отдельных учащихся, поощряя их текущими отметками "отлично". Работа ученика, претендующего на получение этой отметки за активность по подготовке к промежуточной аттестации, должна отвечать следующим критериям: 
  • Оцениванию подлежит только содержательная активность, то есть, тематически связанная с изучаемым в курсе обществознания материалом. То есть, если активность носит в большей степени технический характер (освоил новый сервис, встроил какой-то объект на страницу сайта) и не влечёт за собой качественной работы с содержанием, то могу только похвалить, но отметку не поставлю (могу лишь походатайствовать перед учителями информатики). 
  • Оцениванию подлежит активность, воспроизводимая другими участниками. То есть, это опыт, который можно и нужно брать на вооружение и другим ученикам/группам при работе над своим материалом. 
За две первые недели наилучших результатов в процессе работы добились. 

1. Мария Макаревич. Посмотрите, какую работу проделала Маша по анализу текста главы: чувствуется точное понимание задачи. Не просто выделить темы курса, найти обществоведческие понятия, а дать комментарий к отдельным фрагментам текста, определить процессы, явления общественной жизни, о которых идёт речь. Кроме того, именно Маша восстановила свинство, допущенное другой ученицей в одной из ячеек таблицы самозаписи. А ещё очень приятно, что работа Маши была подхвачена её одногруппниками. Дейвид Бадалян и Фидан Юсифова сделали в документе и свои пометки, дополнив работу Маши, предложив свои идеи. Группа вполне может переходить к написанию текста. Кстати, она уже пытается это делать, даже документ для обсуждения создала. И вопросы мне задаёт правильные.

2. Ксения Ионова и Вадим Войтович. Аналогичную работу выполняют по анализу своей главы в документе. И, хотя работа ещё в самом разгаре, путь выбран верный. Именно такая подстрочная работа с текстом помогает выделить обществоведческое содержание в вашей главе. Чем глубже вы копаете на этом этапе, тем проще будет писать собственный текст.

Пока это всё. Ещё у нескольких групп я увидела попытки работы с текстом главы. Но они пока на самом старте, сделано совсем немного, а потому на оценку не тянет. Я стараюсь по возможности смотреть всё и оставлять следы своего пребывания. Вы хотите, чтобы я вам помогала, направляла? Тогда вы должны что-то делать!

Цитата традиционно оформлена здесь
Ну, а теперь к основному содержанию поста. Сегодняшнее сообщение будет посвящено ещё одному заданию в рамках промежуточной аттестации — цифровому ресурсу. Напомню, что вы должны создать цифровой ресурс, визуализировав в нём содержание созданного группой текста. Поскольку в текст каждой группы будут упакованы смыслы сразу нескольких тем, изученных в 10 классе, эти смыслы будут усилены фрагментами главы, теоретической и фактической аргументацией. Думаю, что и объём у этих текстов получится не на страничку😏. А потому цифровой ресурс, который создаст группа, должен содержать лишь основные идеи текста, представленные в наглядной форме. Чтобы любой, кто посмотрит ваш цифровой ресурс, смог освежить свои знания по тому материалу, с которым вы работали. Когда вы пишете текст, вы задействуете свой вербальный, логический интеллект. Создавая цифровой ресурс, вы развиваете другой вид интеллекта — визуальный. Рекомендую вам посмотреть презентацию на эту тему (в ней, помимо прочего, представлены возможные способы визуализации информации, возможно, вы захотите воспользоваться каким-то из них). Презентация, правда, сделана для учителей (автор — замечательный педагог, методист из Владивостока +Инна Юдина), но вы все взрослые люди, там нет ничего, что нельзя было бы понять вам. Ну, и потом, если есть вопросы, я открыта и доброжелательна.

Помните, что главное техническое условие — ресурс должен быть размещён в интернете и встроен на страницу сайта (или дана ссылка на него — к сожалению, не все цифровые объекты можно красиво встроить на платформу Google-сайта). Ниже приведу небольшой список сервисов, с помощью которых вы можете создать свой ресурс. Я не включаю в список сервисы Google: думаю, вы и без меня знаете, для каких целей их можно использовать и как с ними работать.

Сервисы для создания/хранения презентаций
Да-да, можно просто сделать презентацию. Как на компьютере, а потом "залить" её на один из множества сервисов, чтобы разместить на своей странице сайта, так и воспользоваться для создания каким-то онлайн-сервисом. Вот лишь несколько из них.
  • DocMe. Очень удобный сервис для публикации, хранения, чтения документов, идеален для новичков в силу своей удивительной простоты в освоении. Инструкция с примерами. Поддерживает форматы PDF, TXT, DOC, XLS, PPT. Для входа достаточно иметь аккаунты вКонтакте, Google, Яндекс, Рамблер, LiveJournal, Mail.Ru.
  • Calameo. Еще один простой сервис с аналогичными функциями. Главная особенность состоит в том, что, загрузив документ, можно эффектно оформить его с помощью фона для просмотра (можно воспользоваться готовыми или загрузить свою картинку) и сопровождающей музыки. Инструкция. Можно работать с сервисом, используя свой аккаунт в Facebook.
  • SlideShare. Сервис англоязычный, но, думаю, для большинства из вас это не проблема. Да и пошаговая иллюстрированная инструкция делает его освоение предельно простым (онлайн-переводчики тоже неплохо справляются с англоязычными сервисами). Как и в случае с предыдущим сервисом, возможен вход через  аккаунт в Facebook.
  • SlideBoom. Еще один англоязычный сервис. Главное его достоинство состоит в том, что при просмотре загруженной презентации будут сохранены анимация, звук, триггеры. Видеоинструкция. Можно загрузить презентации, выполненные в PowerPoint, OpenOffice, NeoOffice, StarOffice, Lotus Symphony.
  • Prezi. Определила сервис в эту группу, хотя он кардинально отличается от остальных. Во-первых, презентации не загружаются на сервис, а создаются прямо в онлайн-режиме (возможна совместная работа). Во-вторых, созданная презентация имеет отличный от привычного всем вид - она нелинейна. В создаваемую презентацию можно вставлять изображения, файлы, видео (через сервис YouTube). Краткая инструкция для начинающих работать с сервисом, а также обучающий блог
Ещё несколько онлайн-сервисов для создания презентаций.
  • Online-сервис Empressr. Обратите внимание на сам сайт — там много интересных материалов про создание презентаций 
  • Visme
  • SlideRocket
Несколько полезных ссылок в помощь тем, кто хочет совершенствоваться в создании презентаций.
  • Алексей Каптерев. Мастерство презентации >>>
  • Алексей Каптерев. Смерть через PowerPoint >>> (это больше пригодится даже не для создания цифрового ресурса, а для подготовки к устной части)
  • Много разных иконок для презентаций >>>

Сервисы для создания "облака слов".
Их очень много. О том, что такое "облако слов", на каких сервисах его можно сделать, и для чего использовать, подробно написано в блоге +Marina Kurvits. Сама я пользовалась только двумя сервисами. Любимый  Wordle.  Очень простой сервис, даже регистрироваться не обязательно. Подробную инструкцию можно посмотреть здесь. Для работы с сервисом требуется наличие подключаемого модуля JavaScript.
Конечно, с помощью "облака слов" вам вряд ли удастся полноценно визуализировать содержание. Однако, можно использовать его, к примеру, для создания какого-то слайда в презентации или будущего оформления страницы сайта.

Сервисы для создания электронных книг.
  • ToonDoo. Здесь можно создать комикс. Помню, с каким трудом осваивала этот сервис почти четыре года назад, даже подробная иллюстрированная инструкция не помогла. Но зато мне очень нравится результат, которого можно достичь — книга с комиксами, либо просто отдельные комиксы.
Разумеется, это далеко не полный перечень возможных вариантов. После того, как несколько лет назад я впервые начала работать со скрайбингом (в этом году, к сожалению, не удалось сделать скрайбинг-сессию, много уроков пропало), ежегодно находятся те, кто использует на промежуточной аттестации эту форму. Но вдруг кто-то захочет освоить этот способ визуализации самостоятельно. Сообщения по ярлыку "Скрайбинг" — здесь и в основном блоге — вам в помощь. Можно сделать инфографику (вот здесь отличная презентация — автор +Инна Юдина — на эту тему; вам нужны слайды, начиная с 12 по 18 и с 27 по 31). Скетч (нарисованный вручную или цифровым способом)? Пожалуйста (я сама уже несколько лет все конспекты на профессиональных мероприятиях дела в виде скетчей)! Главное, чтобы выбранное вами средство позволило раскрыть заложенное в него содержание.

Ищете сервис для визуализации информации, но ни один из перечисленных вам не подходит? Возможно, вы найдёте подходящий на сайте ЧУДЕСА Web 2.0. Этот сайт посвящён возможностям использования социальных сервисов в образовании.

А вообще сервисов для визуализации информации огромное количество. Постоянно появляются новые, за всем уследить не могу. Ведь всё это не более чем инструменты для решения конкретных задач. Но если вы владеете различными инструментами, то в будущем легко сможете подбирать инструмент под конкретную задачу.

По критериям оценивания (уже добавила их в общую таблицу). 
  • Содержание ресурса соответствует учебному материалу, выделенному из главы и раскрытому в тексте (0—1—2 балла). Помните, что цифровой ресурс визуализирует написанный вами текст!
  • Ресурс наглядно и доступно визуализирует основные идеи темы (0—1—2—3 балла). Нет перегруженности текстом, использованы яркие и понятные любому образы, символы.
  • В ресурсе минимализированы лишние и ненужные детали (0—1 балл). Цифровой ресурс не должен повторять текст, он должен дать возможность любому вспомнить учебный материал, о котором идёт речь. Кроме того, он должен вызвать желание внимательно ознакомиться с вашим текстом, узнать подробнее о том, что представлено в сжатом виде.
  • Ресурс не содержит содержательных ошибок и неточностей (0—1—2 балла). Содержание цифрового ресурса показывает, что группа владеет материалом курса.
  • Текст ресурса написан грамотно с точки зрения норм и правил русского языка (0—1 балл). Суть критерия очевидна.
  • Ресурс оригинален по форме и содержанию (0—1—2 балла). Да, это очень субъективный критерий. По сути он используется для того, чтобы выделить группы, проявившие нестандартный, творческий подход в создании цифрового ресурса.
  • Ресурс выполнен качественно в техническом плане, удобен для работы с ним любым пользователем (0—1 балл). Чисто технический критерий, а потому его вес в общей оценке ресурса минимален.
  • Возможности, функционал сервиса, в котором создан ресурс, используются сообразно задачам выделения основной информации, облегчения её усвоения, визуализации (0—1 балл). Помните, что главное — это содержание, а не "...рюшечки, бантики, горохи крупные и баклажаново-розовый поросячий цвет" (©Нюша из "Смешариков"). Бывает, что презентация сияет всеми цветами радуги, крутится, вертится и мигает. Всё это, может быть, и красиво (хотя, на мой взгляд, безвкусно), но мешает увидеть смыслы. А вам надо сделать так, чтобы цифровой ресурс как раз помогал эти смыслы вытащить.
Творческих вам успехов!
Вопросы?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...