Цитата оформлена с помощью этого сервиса |
В таблице самозаписи появляются новые группы, растёт число страниц на сайте аттестации, некоторые группы уже создали свои доски задач и даже папки на Диске Google. Помните, что пока есть возможность, вы можете изменить изначально выбранную тему. Пока есть из чего выбирать, и пока вы не слишком далеко продвинулись в своей работе, можно перезаписаться в другую группу — зачем мучиться почти два месяца, если вы вдруг поняли, что выбранная тема вам не подходит. Создав доски задач, группы столкнулись с непониманием того, а какие задачи туда размещать: ведь я описала задания аттестации только в самом общем виде. Но, начиная с этого поста, ситуация изменится: я подробно и последовательно буду описывать содержание каждого задания.
Но сначала — некоторые наблюдения по поводу того, что происходит.
1. Здорово, что многие группы, создав доску задач, сразу задумываются о структуре и способах коммуникации. Кто-то создаёт беседу VK, другие общаются по телефону, третьи — в скайпе. Конечно, выбор способа связи и обсуждения — выбор группы. Однако опыт прошлых лет показал, что большего успеха добиваются группы, которые используют для обсуждения обычные текстовые документы Google. Делается это следующим образом:
Но сначала — некоторые наблюдения по поводу того, что происходит.
1. Здорово, что многие группы, создав доску задач, сразу задумываются о структуре и способах коммуникации. Кто-то создаёт беседу VK, другие общаются по телефону, третьи — в скайпе. Конечно, выбор способа связи и обсуждения — выбор группы. Однако опыт прошлых лет показал, что большего успеха добиваются группы, которые используют для обсуждения обычные текстовые документы Google. Делается это следующим образом:
- на доске задач создаётся стикер с задачей, к которому прикрепляется ссылка на документ;
- участники заранее договариваются о том, как будет проходить обсуждение: к примеру, каждый пишет свои реплики определённым цветом, либо обсуждение идёт в комментариях, а в текст документа выносятся только основные идеи и выводы;
- чтобы было понятнее, приведу примеры таких документов-обсуждений: вот здесь группа обсуждает, как должна выглядеть страница сайта, а здесь — цифровой ресурс.
Обсуждение в документе имеет ряд важных для работы преимуществ. Текст никуда не денется, и вы можете не бояться, что что-то из того, о чём говорили, забудете сделать. Кроме того, для такой работы вам совершенно необязательно собираться одновременно: каждый может писать свои мысли тогда, когда ему удобно, главное — сразу определить срок обсуждения. А если вы создали общую папку на Диске, то все обсуждения у вас будут храниться в одном месте.
Рада, когда вижу, что группы реагируют на мои комментарии — в таблице самозаписи или на досках.
2. Некоторое время назад в таблице самозаписи было совершено свинство: кое-кто (история изменений знает, кто именно) снёс текст одной из ячеек документа. После моей реплики о необходимости восстановить текст ячейки, рядом появился текст типа "я не я, и лошадь не моя". Текст до сих пор не восстановлен: автор свинства оправдывается тем, что он(-а) не помнит, что в ней было написано. Однако это легко посмотреть, открыв оглавление соответствующей книги. Когда доступ к документу имеет целая параллель учащихся, когда документ одновременно могут редактировать несколько человек, ситуации с утратой какого-то текста возможны (хотя при внимательной работе их можно избежать). Как гласит пословица, умный человек совершает ошибки, а глупец настаивает на своих ошибках. Мне нетрудно восстановить содержание ячейки, но я считаю неправильным поддерживать безответственность. Насвинячили — будьте добры убрать за собой.
После затянувшегося вступления перехожу-таки к цели этого сообщения. Оно будет посвящено созданию текста по темам, которые вы выделите из содержания выбранной главы одной из двух предложенных для работы книг.
При подготовке сообщения были использованы следующие источники:
- Сайты Google для дистанционных курсов в школе: требования к инструментам и контенту >>> Автор: +Ljudmilla Rozhdestvenskaja. Статья ориентирована на учителей, и направлена на решение несколько иных, нежели написание текста, задач, но, возможно, кому-то будет интересно.
- Денис Каплунов. Контент, маркетинг и рок-н-ролл. — М.: +Манн, Иванов и Фербер, 2014. До сих пор не могу прочесть эту книгу целиком от начала до конца, читаю выборочно для решения каких-то конкретных задач. Книга есть в моей домашней библиотеке, если кому-то будет интересно, готова принести.
- Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. Пиши, сокращай. — М.: Альпина Паблишер, 2017. Начала читать эту книгу несколько дней назад, за несколько дней, пока буду на больничном, дочитаю и принесу в школу — желающие могут полистать или взять почитать. Книга о том, как создавать сильные тексты.
Описание задания по созданию текста решила сделать в формате вопрос—ответ. Если какие-то ваши вопросы остались без ответа, спрашивайте.
Вопрос. Каков должен быть объём созданного текста?
Ответ. Строгих требований к объёму текста не выдвигаю. Вам необходимо стремиться к одновременной реализации двух принципов.
- Минимальная достаточность. Достаточность — свойство контента, которое гарантирует, что материала, представленного вами в созданном тексте, будет «хватать» для того, чтобы разобраться в содержании ключевых понятий, процессов и явлений той темы, которую вы выделили из ролика.
- Информационная избыточность. Избыточность следует понимать, как наличие в рамках созданного вами текста дополнительных возможностей для самообразования любого ученика, читающего созданный вами текст. Не следует понимать избыточность как «энциклопедическую полноту и насыщенность» текста. Если вы нашли какой-то интересный ресурс для изучения темы, не стоит полностью копировать его в свой текст. Достаточно дать ссылку на него (в списке использованных при подготовке текста источников, который обязательно должен быть в конце текста), сопроводив краткой аннотацией, которая убедила бы других в том, что действительно интересно и важно почитать, что же там написано. Или включить в свой текст яркую цитату из этого источника, дав ссылку на него.
Вопрос. В чём отличие текста, который создаст группа, от текста в учебнике или справочнике?
Ответ. Вы не всегда читаете тексты параграфов в школьных учебниках, сейчас у вас есть возможность создать свой текст. Ресурсов с образовательными текстами в Интернете сегодня много. Но вспомните: как часто, переходя по какой-то ссылке с многообещающим названием, вы закрывали страницу через несколько секунд. Есть такой канон: "правило 5 секунд". Когда человек впервые попадает на какой-то сайт, 5 секунд — это то время, за которое он либо понимает, для чего ему нужно здесь остаться, либо уходит навсегда. Подумайте, чем вы можете зацепить других, чтобы за 5 секунд им стало интересно. Какие тексты вас вдохновляют? Те, в которых можно увидеть:
- максимально полные ответы на свои вопросы (подумайте, какие вопросы по темам, над которыми вы работаете, возникали у вас — возможно, такие же вопросы задают себе и другие);
- высокую концентрацию полезного материала по темам (про информационную избыточность написала выше);
- оригинальный стиль подачи, непохожесть на другие образовательные ресурсы.
Кроме того, вы обязательно должны использовать содержание выбранной главы книги в качестве аргументации ключевых положений темы (тип аргументации — теоретический или фактический — в зависимости от содержания главы), но не ограничиваться только им.
Вопрос: Как определить темы/понятия/процессы/явления курса, по которым группа должна создать текст?
Ответ. Группа делает это, изучив выбранную главу из книги. Для начала надо внимательно прочитать текст главы, постоянно задавая себе вопрос: о каких понятиях курса идёт речь? На уроках по каким темам мы говорили о процессах и явлениях, подобных описанным в главе книги? Я рекомендую вычитать главу, комментируя отдельные абзацы, предложения, факты, приводимые автором. Как это сделать? Посмотрите мой пример. Для такого подстрочного анализа я выбрала фрагмент из книги Дэна Вальдшмидта "Будь лучшей версией себя" (мой отзыв на книгу можно прочитать здесь, если кого-то заинтересует книга). Я взяла главу, которая находится в свободном доступе на сайте и перенесла её текст в документ. Доступ к документу вам предоставлен на комментирование (чтобы вы наверняка видели все мои комментарии). Просьба: не надо нажимать кнопку "Вопрос решён". Я выделяла отдельные фрагменты главы и в комментариях писала возможные темы, с которыми связан текст, а также понятия, процессы, явления, через которые раскрывается эта тема. Сделав подобную работу с выбранной главой, вы сразу увидите, какие темы должен охватить ваш текст.
Ответ. Группа делает это, изучив выбранную главу из книги. Для начала надо внимательно прочитать текст главы, постоянно задавая себе вопрос: о каких понятиях курса идёт речь? На уроках по каким темам мы говорили о процессах и явлениях, подобных описанным в главе книги? Я рекомендую вычитать главу, комментируя отдельные абзацы, предложения, факты, приводимые автором. Как это сделать? Посмотрите мой пример. Для такого подстрочного анализа я выбрала фрагмент из книги Дэна Вальдшмидта "Будь лучшей версией себя" (мой отзыв на книгу можно прочитать здесь, если кого-то заинтересует книга). Я взяла главу, которая находится в свободном доступе на сайте и перенесла её текст в документ. Доступ к документу вам предоставлен на комментирование (чтобы вы наверняка видели все мои комментарии). Просьба: не надо нажимать кнопку "Вопрос решён". Я выделяла отдельные фрагменты главы и в комментариях писала возможные темы, с которыми связан текст, а также понятия, процессы, явления, через которые раскрывается эта тема. Сделав подобную работу с выбранной главой, вы сразу увидите, какие темы должен охватить ваш текст.
Вопрос: Предположим, мы увидели в своей главе сразу четыре темы обществоведческого курса. Это значит, что наш текст должен охватывать всю полноту содержания этих тем?
Ответ. Нет. В своём тексте вы рассматриваете только те аспекты тем, которые прям или косвенно затрагиваются в книге. К примеру, одной из тем, которую вы выделили, является тема "Общество как динамичная система". Данная тема включает несколько вопросов:
Вопрос: В каком формате/жанре/стиле должен быть написан текст?- Понятие "общество" в узком и широком смысле.
- Характеристики общества как системы.
- Сферы жизни общества, их взаимосвязь.
- Общественные отношения.
Однако в главе книги затронута только взаимосвязь между наукой как формой духовного производства и экономической сферой жизни общества. Именно этот аспект и следует раскрывать в тексте. Минимальное количество тем, которые надо "найти" и отразить в тексте — три.
Ответ. На ваше усмотрение. Главное, чтобы выбранный вами формат давал возможность раскрыть понятия, процессы, явления курса, о которых прямо или косвенно идёт речь в выбранной главе книги, подкрепить его фактическими аргументами. Важно также, чтобы ваш текст положительно воспринимался при чтении другими учениками. Возможные варианты.
- Информационная статья. Это — ответ на конкретный вопрос, освещение понятия, процесса, явления. Ваша задача — поделиться свежей, неизвестной информацией по выбранной теме.
- Пошаговое руководство. Может быть теоретическим и содержать рекомендации по изучению понятий, процессов, явлений курса, и практическим — если выбранная вами тема непосредственно связана с приобретением какого-то опыта, освоением каких-то социальных ролей или норм, возможно, имеет смысл остановиться на этом варианте? Подробно и последовательно описать каждый шаг, ответив на ключевой вопрос: "Как?"
- Классификация. Если выбранная вами тема носит системный характер, а центральное понятие темы имеет много видов/форм/типов, выделенных по разным основаниям, может, имеет смысл разложить всё по полочкам?
- Тематический словарь. Подходит для тем, содержание которых включает большое количество понятий. Группы, выбравшие слишком широкие темы, в большинстве случаев могут также обратиться к этому варианту. При этом ваш словарь не будет ограничиваться стандартными определениями понятий, а выходить за эти пределы, содержать примеры, факты, оценки.
- Коллекция. Чего? А чего угодно! Полезных статей, фактов, исследований, цитат по теме. Разумеется — с вашими аннотациями и комментариями, а также какими-то связками между отдельными элементами коллекции.
- Рецензия или обзор. Начав с рецензии или обзора главы, вы постепенно можете выйти за его пределы, раскрывая содержание понятий, процессов, явлений курса.
- Сравнение. Если в основе выбранной вами темы лежит понятие — одно из нескольких в классификации — вы можете сопоставить в своём тексте общие и существенные признаки этих понятий, их сходства и различия.
- Интервью. Может, вы захотите выстроить свой текст в виде интервью у автора книги (смело, да?), переработав текст главы и дополнительный материал в этот формат? Или среди ваших знакомых, родственников есть человек, который является экспертом в выбранной вами теме? Если есть желание и уверенность в своих силах — пробуйте!
- Эксперимент. Ну, или какой-то другой метод, который можно положить в основу исследования по выбранной теме. Тогда текст будет содержать описание и результаты исследования.
Разумеется, это далеко не полный перечень форматов. Просто, когда писала, хотела вывести вас из привычной зоны комфорта, чтобы вы попытались посмотреть на свой будущий текст творчески, с неожиданной стороны.
Вопрос: Как будет оцениваться эта работа?
Ответ. В таблицу с критериями оценивания добавлен раздел, в котором подробно описано, за что и сколько баллов может получить группа и каждый участник, работая над этим заданием. Ниже я привожу их списком с некоторыми пояснениями (курсивом).
Вопрос: Где должен быть размещён созданный группой текст?
Ответ. Рабочая версия текста создаётся строго в документе Google: я должна видеть не только конечный результат, но и то, как он создаётся. Как и ко всем остальным документам, доступ к рабочей версии текста должен быть у меня и у всех членов группы на редактирование, а у остальных пользователей домена — на просмотр (если вы уже создали папку с такими настройками доступа, все новые документы, создаваемые в ней, будут получать такие же настройки доступа). Чистовик текста публикуется на странице сайта.- Рабочая версия текста по главе книги создана на Диске Google, доступна для просмотра. Ссылка на рабочую версию размещена на странице сайта и/или доске задач.
- Всем членам группы дано право редактирования документа
- В редактировании документа принимают участие все члены группы.
- Темы, понятия, процессы, явления курса, отражённые в тексте, соответствуют содержанию выбранной главы. Члены группы смогли грамотно проанализировать содержание главы, выделив именно те темы (не менее трёх!), которые в ней присутствуют.
- В тексте корректно представлен теоретический материал по курсу. Избранная тема раскрывается с опорой на знания обществоведческих понятий, теоретических положений и выводов. Отсутствуют обществоведческие (сущностные, терминологические и пр.) ошибки.
- Текст написан с опорой на содержание главы. Среди аргументов (теоретических, фактических) — материал книги.
- Теоретический материал проиллюстрирован соответствующими теме фактами. Помимо содержания главы книги, в тексте используются и другие факты для иллюстрации материала курса. Выбор типа фактов — сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения —адекватен теоретическим аргументам.
- Текст оригинален по форме и содержанию. Текст будет проверен на Антиплагиат, он не должен копировать кусками различные источник информации. Материалы текста должны быть интересны по содержанию, представлены в оригинальной обработке, способ их изложения должен преследовать цель заинтересовать читателей.
- Текст написан грамотно с точки зрения норм и правил русского языка. Проверена орфография, отсутствуют явные синтаксические и стилистические ошибки.
- Чистовик текста отформатирован, удобно читается. Чисто технический критерий: шрифт, размер, выравнивание, абзацы и т. п.
- Степень активности участника группы в работе с текстом. Оценивается по истории изменений рабочей версии текста.
Вопросы?
Комментариев нет:
Отправить комментарий