четверг, 6 апреля 2017 г.

Не очевидно? Неизбежно! Промежуточная аттестация за курс 10 класса. Часть 2

Цитата оформлена с помощью этого сервиса
Таблица самозаписи постепенно заполняется новыми группами (на текущий момент сформировано уже 13 групп). Не все группы сформированы полностью: в некоторых по 1—2 человека, не везде указаны электронные адреса. Помните: доступ к странице сайта открываю только после того, как группа не только сформируется полностью, но и верно внесёт в таблицу данные о каждом из участниках: фамилия, имя, класс и адрес электронной почты. Вижу, что состав некоторых групп меняется, вижу, что некоторые "уходят" не только в другую группу, но и в другую тему — это нормально для организационного этапа, не надо этого бояться (мне несложно изменить настройки доступа к страницам сайта, главное, чтобы вы сейчас выбрали для себя комфортный состав группы и интересную тему).

Группам, выполнившим эти простые условия, уже предоставлен доступ к сайту аттестации. Понятно, что наполнять свою страницу сайта пока нечем, но ведь можно уже начинать осваиваться с интерфейсом, оценивать возможности работы. И конечно, сейчас самое время задуматься о планировании своей деятельности по подготовке к аттестации. 

Идея использования формата планирования в промежуточной аттестации возникла у меня несколько лет назад из мастер-класса преподавателя  из Самары +Olga Bryksina "Инструменты менеджмента в образовании: учим ли мы школьников управлять своей деятельностью?" И правда: учим ли? Много ли вы можете вспомнить ситуаций в процессе своего обучения, когда вас ориентировали не только на конечный результат, но и на процесс его достижения, планирование и самоконтроль? 

Мне бы хотелось, чтобы в рамках подготовки к промежуточной аттестации, вы научились планировать свою деятельность на основе многозадачности (вчера многие выходили с урока в растерянности: вероятно, пытались осмыслить, как справиться с предложенным в рамках аттестации объёмом заданий), смогли осуществлять промежуточный контроль (что сделано, что ещё предстоит сделать, насколько вы укладываетесь в определённые вами же сроки выполнения конкретной задачи и т. п.), а также анализировать результаты своей деятельности. Это крайне важные регулятивные умения, которые необходимы вам для дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Слайд из презентации +Ольга Брыксина



Уже писала в части 1 о том, что, к сожалению, сервис — онлайн-доска задач, который мы с десятиклассниками использовали последние два года, прекратил своё существование, а анализ других подобных сервисов показал, что либо требуется время на их освоение (интерфейс не является интуитивно простым и понятным), что нам совершенно не подходит; либо срок бесплатной работы ограничен 1 месяцем. А потому я приняла решение использовать для этой работы Google-рисунок (либо Google-документ другого типа: таблица, текстовый документ, презентация — если это окажется удобнее лично для вашей группы). 

За моей доской задач можно следить здесь. Обратите внимание: каждый из вас имеет доступ к моей доске на комментирование. Это сделано как для того, чтобы вы смогли увидеть мои комментарии к стикерам-задачам (в т. ч. те, что я уже перенесла в решённые), так и задачть в комментарии к конкретному стикеру свой вопрос. 

Итак, что необходимо сделать.
Во-первых, создать на Диске Google рисунок (или другой тип документа, если группа примет такое решение), назвать его "Доска задач", настроить правильно права доступа к этому рисунку и дать ссылку на него в таблице самозаписи (соответствующая колонка там появилась ещё вчера).

Важно! Поскольку в процессе подготовки к аттестации вам придётся много раз создавать различные типы документов на Диске, я настоятельно рекомендую одному из членов группы сразу же создать на Диске отдельную папку, назвать её "Группа_номер группы" (даже если каких-то групп у нас не будет, номера я изменять не буду, чтобы вы не запутались), дать доступ на редактирование остальным участникам группы и мне (мой адрес в домене sonina@gymnasia23.ru), плюс включить доступ по ссылке (режим: "Просматривать могут все в домене МАОУ "Гимназия №23"). Тогда другие участники группы смогут перетащить эту папку себе на Диск и добавлять в неё другие документы (станет неважно, кто создаёт в этой папке очередной документ, он тут же становится доступным на редактирование другим участникам группы). В итоге вам не придётся искать, куда делся от или иной документ по аттестации — вы будете создавать их в одной папке.

Во-вторых, продумать структуру доски задач своей группы и разместить на ней стикеры ближайших задач.

У меня достаточно простая структура задач в процессе подготовки к аттестации, что нашло отражение на доске. Я остановилась на том варианте, что по горизонтали я откладываю два типа приоритетов задач, а по вертикали — стадии, в которых находится та или иная задача. Простота структуры моей доски вызвана двумя основными причинами:
  • я — единственный редактор доски и единственный исполнитель планируемых на ней задач. Поскольку на ваших досках исполнителей будет трое, возможно, есть смысл продумать в структуре доски распределение ответственности по задачам;
  • мои задачи по подготовке достаточно однородные, большинство из которых связаны с написанием постов в блоге по отдельным аспектам аттестации. Ваши задачи будут более разнообразными, а потому, возможно, вы захотите отразить в структуре это многообразие.
Вполне возможно, что обсуждение структуры доски задач группы станет вашей первой задачей в процессе подготовке к аттестации. Вы можете создать такой стикер, прикрепить к нему ссылку на документ для осуждения этой задачи, а по итогам обсуждения выработать групповые правила ведения доски задач (по опыту прошлых лет, лучшие доски задач были как раз у тех групп, кто "на берегу" договаривался о внешнем виде доски и её структуре). Возможно также, что в процессе работы над доской у вас появятся идеи по изменению её структуры, и вы захотите что-то поменять во внешнем виде доски — это нормально, это рабочий процесс, не надо этого бояться.

Теперь давайте подумаем над тем, какие стикеры-задачи необходимо разместить на доске. На первый взгляд, один стикер — это одно из заданий аттестации. Но не всё так просто. К примеру, Вы начинаете работать над подготовкой цифрового ресурса. Что вам необходимо сделать для этого?
  1. Отобрать материал, который вы будете визуализировать в цифровом ресурсе.
  2. Выбрать формат визуализации. Каким будет ваш цифровой ресурс? Презентация? Ментальная карта? Видеоролик? Интерактивный плакат? Скетч? Что-то ещё? Какими онлайн-сервисами или программами вы будете пользоваться?
  3. Организовать работу по созданию сервиса, распределить функционал между участниками группы.
Это лишь возможный (и далеко не полный!) вариант некоторых промежуточных этапов по созданию цифрового ресурса. И каждый из них требует обсуждения, а значит, отдельного стикера.

В-третьих, необходимо постоянно работать с доской задач, добавляя новые стикеры-задачи и изменяя статус тех задач, которые вы уже завершили. Вряд ли вы сможете с самого начала определить абсолютно все задачи, которые стоят перед вами (может быть, только самые общие, конкретизировать всё равно будете по мере работы). Обратите внимание на мою доску: там тоже сейчас находятся лишь стикеры задач на ближайшие пару недель (да, сроки надо тоже планировать сразу). Очень хочу, чтобы доска стала рабочим инструментом планирования и самоконтроля группы, а не скучной повинностью. А это уже зависит от вас самих.

Работа с доской задач является одним из объектов оценивания в рамках промежуточной аттестации. Я уже создала таблицу с критериями оценивания, постепенно буду вносить туда критерии оценивания по другим этапам аттестации. Что и как будет оценено в работе с доской задач?
  • Правильно настроен доступ к доске задач. Право доступа на редактирование должны иметь все участники группы и я, доступ на просмотр должен быть у всех пользователей домена МАОУ "Гимназия №23 г. Челябинска"(0—1 балл).
  • Для оперативности решения задач используются технологические возможности рисунка (документа, таблицы, презентации) (0—1—2). Прикрепляются документы, оставляются комментарии.
  • Стикеры "доски задач" содержат описание деятельности, имеющей содержательную и/или временную завершённость (0—1—2). Здесь важно, чтобы шло описание деятельности. Формулировки должны быть конкретными, измеряемыми, проверяемыми, оцениваемыми.
  • Доска задач имеет определённую структуру   (0—1—2). Оценивается выделение категорий, организация структуры доски, наличие правил её ведения (общих или под конкретную задачу).
  • В работе с доской участвуют все члены группы (0—1).
  • Комментарии участников касаются сути проблемы, лаконичны и конструктивны (0—1).
  • Определены зоны ответственности членов группы по каждой задаче (0—1—2).
  • Зафиксированы сроки завершения решения каждой задачи (0—1—2).
  • Работа с доской ведётся систематически (0—1).
  • Результаты деятельности группы фиксируются на доске задач (0—1—2). Стикеры переносятся в соответствующее поле по мере изменения статуса задачи: в плане, выполняется, завершена, приводятся ссылки на документы с обсуждением или готовые продукты.
  • Степень активности участника группы в работе с доской задач (0—1—2). Оценивается по созданным стикерам, участию в наполнении их содержанием, наличию конструктивных комментариев.
Ссылка на созданную группой доску со всеми настройками доступа должна быть добавлена в таблицу самозаписи не позднее 12.04.2017 г.

И да, раз уж у нас в этом году точкой входа в содержание являются книги издательства +МИФ,  то хочу посоветовать вам развивающую тетрадь (в издательстве выходит целая серия таких тетрадей по разным темам), которая так и называется "Планирование". На сайте можно посмотреть отдельные страницы (а одну главу можно попросить бесплатно прислать на электронную почту). Правда, эта тетрадь предназначена для индивидуального, а не группового планирования, но возможно какие-то идеи тетради вы захотите взять для своей доски задач, или просто для себя лично. У меня есть эта тетрадь (в бумажном виде, в электронном издательство не выпускает эту серию), принесу в школу. Можно приходить смотреть, можно попросить поработать на несколько дней (всегда говорю: моя библиотека для вас открыта, и некоторые этим время от времени пользуются).

Вопросы?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...