Картинка взята отсюда |
В 2012—2013 учебном году тема промежуточной аттестации звучала так: "Конференция в стиле TED" (страница сайта с материалами конференции, очень много ссылок, изучая материалы по которым можно получить информацию о подготовке, проведению и итогам конференции).
В 2013—2014 учебном году ученики 10-х классов в рамках промежуточной аттестации пытались ответить на вопрос "На какой урок я пойду с удовольствием?" (сайт аттестации, на главной странице — подборка материалов по организации, проведению и итогам аттестации, все остальные страницы созданы теперь уже выпускниками нашей гимназии), создавая электронный учебник и фрагменты уроков по отдельным темам курса.
В 2014—2015 учебном году десятиклассники создавали вдохновляющие презентации (сайт аттестации, на главной странице — подборка материалов по организации, проведению и итогам аттестации, все остальные страницы созданы выпускниками 2016 г.), используя образцы выступления спикеров конференций TED.
В 2015—2016 учебном году ученики 10-х классов искали ответ на вопрос "Для ЕГЭ или для жизни?", желая понять, для чего они изучают обществознание — для того, чтобы сдать экзамен, или всё же как-то можно применить полученные знания и за пределами школы. Сайт аттестации содержит много полезной информации по материалам курса 10-го класса: цифровые ресурсы, облегчающие изучение отдельных тем, более 20 мини-сочинений по различным высказываниям.
В 2016—2017 учебном году десятиклассники читали главы из современной научно-популярной литературы. Тема аттестации возникла из названий этих книг: "Не очевидно? Неизбежно!". Как это было можно посмотреть на сайте аттестации.
В 2017—2018 учебном году десятиклассники читали современную художественную литературу для детей и подростков, "примеряя" к сюжетам книг проблемы/темы обществоведческого курса. Тема аттестации: "Читаем и размышляем". На сайте аттестации выложены все материалы: настоятельно рекомендую познакомиться с ними: не только для поиска идей/инструментов для своей работы, но и для ответа на вопрос: "А что бы мне такого интересного почитать?"
Всегда говорила и говорю: пользуйтесь всем, что создали ваши предшественники, все материалы есть в открытом доступе, они все проверены и оценены, то есть можно представить степень их качества и надёжности.
В каком формате будет проходить промежуточная аттестация десятиклассников в этом году?
При выборе формата последние несколько лет я руководствуюсь тем, что, во-первых, большое число учащихся в параллели не позволяет проводить аттестацию в индивидуальном режиме. Опыт последних лет показал, что аттестация вполне может состояться и в групповой форме, при этом вполне возможно оценить вклад каждого из участников.
Во-вторых, аттестация каждого года имеет определённую тему, вокруг которой и строится выполнение разнообразных заданий.
В-третьих, планируя аттестацию этого года, я решила обратиться к хорошо известному вам объекту экранной культуры — к интернет-мемам. Несмотря на то, что понятие интернет-мем имеет разные значения (предполагая, помимо прочего, использование звукового и/или видео-ряда), в нашей работе мы ограничим признаки мема следующими:
Итак, тема промежуточной аттестации этого года:
Обществознание в мемах: за и против
"Точкой входа" в тему аттестации будут являться выбранные вами два мема. Мемы будут загружены в папку и пронумерованы.
В процессе подготовки и проведения аттестации вам предстоит связать три выбранных мема (третий вы подбираете самостоятельно) с понятиями, процессами, явлениями обществоведческого курса 10 класса, выделив обществоведческую проблему/тему, которая позволяет их объединить. Именно с этой проблемой/темой вы и будете работать на протяжении всей аттестации. При этом, вся активность будет происходить в небольших группах, однако с помощью критериального оценивания различных этапов, будет возможно оценить деятельность каждого ученика.
Понятно, что, прочитав этот пост, у вас вопросов будет больше, чем ответов на них. Но, во-первых, вопросы всегда можно задать в комментариях к сообщению (можно и в ClassRoom, но лучше здесь — думаю, какие-то вещи будут беспокоить многих). А во-вторых, данное сообщение содержит только самые общие условия аттестации. Формируйте группу, выбирайте тему и следите за обновлениями в блоге (каждое новое сообщение будет транслироваться в ClassRoom).
В 2014—2015 учебном году десятиклассники создавали вдохновляющие презентации (сайт аттестации, на главной странице — подборка материалов по организации, проведению и итогам аттестации, все остальные страницы созданы выпускниками 2016 г.), используя образцы выступления спикеров конференций TED.
В 2015—2016 учебном году ученики 10-х классов искали ответ на вопрос "Для ЕГЭ или для жизни?", желая понять, для чего они изучают обществознание — для того, чтобы сдать экзамен, или всё же как-то можно применить полученные знания и за пределами школы. Сайт аттестации содержит много полезной информации по материалам курса 10-го класса: цифровые ресурсы, облегчающие изучение отдельных тем, более 20 мини-сочинений по различным высказываниям.
В 2016—2017 учебном году десятиклассники читали главы из современной научно-популярной литературы. Тема аттестации возникла из названий этих книг: "Не очевидно? Неизбежно!". Как это было можно посмотреть на сайте аттестации.
В 2017—2018 учебном году десятиклассники читали современную художественную литературу для детей и подростков, "примеряя" к сюжетам книг проблемы/темы обществоведческого курса. Тема аттестации: "Читаем и размышляем". На сайте аттестации выложены все материалы: настоятельно рекомендую познакомиться с ними: не только для поиска идей/инструментов для своей работы, но и для ответа на вопрос: "А что бы мне такого интересного почитать?"
Всегда говорила и говорю: пользуйтесь всем, что создали ваши предшественники, все материалы есть в открытом доступе, они все проверены и оценены, то есть можно представить степень их качества и надёжности.
В каком формате будет проходить промежуточная аттестация десятиклассников в этом году?
При выборе формата последние несколько лет я руководствуюсь тем, что, во-первых, большое число учащихся в параллели не позволяет проводить аттестацию в индивидуальном режиме. Опыт последних лет показал, что аттестация вполне может состояться и в групповой форме, при этом вполне возможно оценить вклад каждого из участников.
Во-вторых, аттестация каждого года имеет определённую тему, вокруг которой и строится выполнение разнообразных заданий.
В-третьих, планируя аттестацию этого года, я решила обратиться к хорошо известному вам объекту экранной культуры — к интернет-мемам. Несмотря на то, что понятие интернет-мем имеет разные значения (предполагая, помимо прочего, использование звукового и/или видео-ряда), в нашей работе мы ограничим признаки мема следующими:
- медиаобъект, создаваемый электронными средствами коммуникации
- включает в себя изображение (фото, рисунок, схема) и текст
- может быть единичным (одна картинка с текстом) или последовательно-множественным (несколько взаимосвязанных картинок с текстами)
- концепция, передаваемая мемом, носит остроумный, ироничный характер
Итак, тема промежуточной аттестации этого года:
Обществознание в мемах: за и против
Были некоторые сомнения: не является ли эта тема (после двух "книжных" тем) неким падением, регрессом. Однако сомнения были развеяны.
- Во-первых, стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию даже на базовом уровне включает такой опыт познавательной и практической деятельности, как работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета). В стандарте ещё немало позиций, обосновывающих как тему, как и формат промежуточной аттестации.
- Во-вторых, загуглив "мемы в образовании", с удивлением обнаружила, что, помимо инициатив отдельных учителей, каким-то образом включающих интернет-мемы в преподавание, есть уже и научные публикации, обосновывающие образовательные возможности мемов (пример).
- Ежегодно на весенних каникулах я принимаю участие в работе конференции "Информационные технологии для Новой школы" (сайт конференции), где, помимо прочего, обсуждаю с коллегами из других городов, будущий формат промежуточной аттестации. Этот год не стал исключением. Коллеги, с которыми я поделилась своими сомнениями, единодушно поддержали эту идею (даже филологи, которых я всегда считаю более консервативными там, где это касается слова, текста).
В процессе подготовки и проведения аттестации вам предстоит связать три выбранных мема (третий вы подбираете самостоятельно) с понятиями, процессами, явлениями обществоведческого курса 10 класса, выделив обществоведческую проблему/тему, которая позволяет их объединить. Именно с этой проблемой/темой вы и будете работать на протяжении всей аттестации. При этом, вся активность будет происходить в небольших группах, однако с помощью критериального оценивания различных этапов, будет возможно оценить деятельность каждого ученика.
Для промежуточной аттестации текущего учебного года создан сайт. Пока он практически пустой. Но именно на страницах сайта будет вестись основная работа и выкладываться результаты.
Общие условия и обязательные этапы работы.
Общие условия и обязательные этапы работы.
Организационный этап.
- Промежуточная аттестация по обществознанию в формате группового учебного проекта является частью Учебного плана гимназии. Прохождение аттестации является обязательным для учеников 10А и 10Б классов. Профиль 10В класса не является гуманитарным, а потому по согласованию с учебной частью два года назад было принято решение — ученики 10В класса участвуют в аттестации по желанию (то есть аттестация для них не является обязательной). При этом те ученики 10В, кто примет решение об участии в аттестации, освобождаются от письменных домашних заданий в течение всей четверти. В прошлом году в аттестации приняли участие 5 из 14 учеников, обучающихся в химико-биологическом модуле (ещё трое заявились изначально, но не смогли дойти до финиша), два года назад 9 человек химико-биологического класса приняли решение участвовать в аттестации, создав три группы. Мотивация у всех была разная, но это смелый шаг, заслуживающий уважения.
- На начальном этапе вам необходимо объединиться в группы по 3 человека. Внимание! Я решила не ограничивать жёстко состав "троек" учениками одного класса. Таким образом, в каждой "тройке" могут быть ученики разных классов, главное — чтобы вы совпали по содержанию учебного материала, который впоследствии сможете выделить из выбранных мемов (дело в том, что, в силу различия профилей обучения, программы у каждого класса разные: к примеру, социальную сферу изучали только ученики 10А класса, а экономика как отдельный предмет преподаётся в 10Б классе, остальные учащиеся будут изучать её в курсе обществознания в следующем учебном году).Ответственно подойдите к формированию своей "тройки": работы много, работа разнообразная, подумайте, какой состав был бы оптимален с точки зрения интересов дела, но в то же время был бы психологически комфортным для каждого в группе.
- Информацию о составе группы вы заносите в таблицу самозаписи. В таблицу вносим список членов группы, класс и электронные адреса (в домене гимназии) каждого участника группы. Пишем группы по порядку: не надо заполнять группу №13, если перед ней есть ещё пять пустых групп. Кроме того, в таблицу мы сразу вносим именно группу, а не "я молодец, я вписал свою фамилию, пусть другие сами ко мне подтягиваются". Доступ к одной таблице имеют, помимо меня, все учащиеся 10-х классов: будьте внимательнее и ответственнее при работе в совместном документе.
- Создав группу, вам необходимо выбрать из папки два мема для работы. В папке пока не так много мемов, но я работаю над её наполнением, планирую завершить эту работу до конца этой недели. Одна группа = два мема из папки. После того, как какая-то группа выбрала мемы, другие группы выбрать их уже не могут, то есть все группы работают по разным мемам. Запишите номера выбранных вами мемов в таблицу самозаписи.
- Выделите объединяющую выбранные вами мемы проблему/тему, обществоведческого курса (например, "особенности социализации в постиндустриальном обществе", "деятельность как способ развития способностей человека", "общение в юношеском возрасте" — то есть выделенные проблемы/темы могут быть уже параграфа учебника и темы урока, либо находиться на стыке двух или более тем), которая изучалась в 10 классе, причём, ученики 10Б класса могут брать проблемы/темы, в том числе, по экономике. После того, как одна группа вписала в таблицу самозаписи свою тему, другие группы не могут взять точно такую же тему (но могут взять смежную с ней). Проанализируйте каждый мем с точки зрения того, какой аспект проблемы/темы в нём отражён. Подберите (не мне вас учить, где это можно сделать, но на всякий случай в папке "Мемы" лежит документ со списком пабликов, откуда выбирала мемы я) ещё один мем, отражающий другой аспект выбранной вами темы.
- Создайте папку группы на Диске Google. Название папки в формате "Группа 1" (без №), доступ к папке должны иметь все пользователи домена на просмотр, а все члены группы и я — на редактирование.
- Срок на эту работу — до 12 апреля 2019 г. Юрьев день — 19 апреля 2019 г. После этой даты нельзя будет ни поменять состав группы, ни выбор мемов, до этого времени вы ещё можете изменить состав группы/изменить первоначально выбранные мемы, скорректировать первоначальную тему (сделав соответствующие записи в таблице самозаписи), если уже на начальном этапе у вас что-то пойдёт не так. До Юрьева дня я опубликую все основные сообщения по различным заданиям аттестации.
Основной этап.
Работа каждой "тройки" в рамках промежуточной аттестации включает в себя два блока:
Работа каждой "тройки" в рамках промежуточной аттестации включает в себя два блока:
- Дистанционный этап. Подготовка и оформление страницы по выбранной теме на сайте (итог — коллективно созданный сайт). Включает в себя написание текста по сформулированной проблеме/теме и создание цифрового ресурса (всему этому будут посвящены отдельные сообщения с подробными инструкциями).
- Устная защита выполненной работы (это будет отдельный день, свободный от уроков, обычно во второй половине мая). Подробнее об устном выступлении будет написан отдельный пост.
Понятно, что, прочитав этот пост, у вас вопросов будет больше, чем ответов на них. Но, во-первых, вопросы всегда можно задать в комментариях к сообщению (можно и в ClassRoom, но лучше здесь — думаю, какие-то вещи будут беспокоить многих). А во-вторых, данное сообщение содержит только самые общие условия аттестации. Формируйте группу, выбирайте тему и следите за обновлениями в блоге (каждое новое сообщение будет транслироваться в ClassRoom).
Комментариев нет:
Отправить комментарий