вторник, 4 сентября 2018 г.

Входной контроль в 11-х классах: от примера к тексту

Входной контроль по обществознанию в 11-х классах предполагает решение одного из предложенных ниже кейсов по выбору учащегося. Такой формат используется уже пятый год (материалы прошлых лет доступны по ссылкам: раз, два, три, четыре, пять). Каждый кейс представляет собой какую-то конкретную ситуацию и перечень тем обществоведческого курса, через содержание которых может быть рассмотрен кейс. Вы помните, что вы должны уметь иллюстрировать обществоведческое содержание примерами различного типа? Вот этот навык и развиваем стартовым контролем, только пойдём не дедуктивным путём, а индуктивным (кто забыл, что такое дедукция и индукция, срочно отправляется восполнять пробел)! 

Кейс считается решённым, если: 
  • вами самостоятельно сформулирована проблема (или тезис), связанная с описанной в кейсе ситуацией и представляющая собой фрагмент теоретического содержания одной из предложенных тем, либо выбранных самостоятельно (выбранная тема должна быть обязательно обозначена в ответе); 
  • сформулированная проблема (тезис) рассмотрена с опорой на материал курса обществознания и проиллюстрирована предложенной ситуацией; 
  • приведён другой пример (из истории, современной социальной реальности, литературы, личного опыта и т. д.), отличный от предложенного в кейсе, но тоже иллюстрирующий описанную проблему (тезис); 
  • ответ записан в виде связного текста в документе Google (название документа — Номер кейса_Фамилия, имя, название текста — тема, в рамках которой вы рассматриваете кейс) и прикреплён при сдаче задания в ClassRoom. Помните, что я могу вступить с вами в диалог в комментариях к вашей работе (в ClassRoom) — в этом случае оцениваться ваш ответ будет с учётом содержания нашего диалога. 


Обращаю ваше внимание на то, что часть предложенных к ситуациям тем не изучались в 10-м классе. Это темы для тех, кто занимается предметом углублённо, готовится к олимпиадам по обществознанию и праву. Хотя, конечно, их могут выбрать для рассмотрения все желающие (тем более, некоторые из предложенных тем обзорно изучались в основной школе). Кроме того, обратите внимание: темы я даю для всех, хотя программы обучения у разных классов разные. Какой-то класс уже изучил ту или иную тему, а другой ещё и не приступал. Просто помните: если вы добровольно берёте тему, которую мы ещё не изучали, то никаких поблажек я вам при оценивании не делаю, ответственность за теоретический материал ложится полностью на вас.


Кейс №1. Страсти по ОГЭ

Не могла удержаться от того, чтобы не дать вам этот кейс (несмотря на то, что давала его одиннадцатиклассникам год назад). Потому, что в 9 классе все писали на ОГЭ по русскому языку изложение, и некоторых из вас ситуация коснулась напрямую. Потому, что совсем скоро вы будете сдавать ЕГЭ — это кейс-предупреждение каждому из вас

Вспомним ситуацию.
Написали ОГЭ по русскому языку, получили результаты. У нескольких учащихся по нулям за всё изложение. Ни один критерий не оценён положительным баллом. Ну, сложно ведь представить, чтобы ученица, все 9 лет учившаяся на "отлично" написала изложение "в ноль"... Не сразу, но приходит понимание, что все, получившие 0 баллов за изложение, сидели в одной аудитории. Три человека подают апелляцию. На апелляции выясняется, что ключи к этому варианту не соответствуют... тексту, который был прочитан в аудитории! Сначала девятиклассников попытались обвинить в том, что они списывали, а потому такое расхождение. Затем предложили два варианта: 1. оставить всё, как есть, 2. пересдать весь (!) экзамен в резервный день. Родители нескольких учеников из этой аудитории сходили в Министерство образования и науки Челябинской области. Результат — тот же самый. Или переписывайте экзамен заново, или смиритесь с результатом. Обоснование — в случае нарушения процедуры проведения ОГЭ, участник экзамена либо соглашается с полученным результатом, либо пересдаёт экзамен в резервный день. Родители отказались от борьбы. 

До сих пор задаю себе вопрос: почему? Это ведь не нарушение процедуры экзамена, а халатность, пусть и непреднамеренная. Ситуация активно обсуждалась в фейсбуке, предлагаю подумать над ней и вам.

Возможные темы
  • Свобода и необходимость в человеческой деятельности
  • Личность, её социализация и воспитание. Агенты (институты) социализации
  • Социальные институты
  • Социальный конфликт и пути его разрешения
  • Права ребёнка
  • Законодательство РФ в сфере образования
  • Правовая культура
  • ???


Кейс №2. Как GrandeExhibitions с нашей ученицей общалась.

Ситуация следующая. Почти три года назад работа теперь уже нашей выпускницы по сравнению мультимедийных выставок Ван Гога (в рамках такого же входного контроля) была прокомментирована креативным директором австралийской компании—правообладателя. Эта история легла в основу моего выступления на конференции в Санкт-Петербурге в марте 2016 г. Я написала пост об этом событии в своём основном блоге. Предметом кейса может быть как история нашей выпускницы, так и мои размышления по её следам.

Возможные темы 
  • Информационное общество
  • Глобализация
  • Личность, её социализация и воспитание
  • Общение (Особенности общения в современном мире)
  • Социальные интересы и формы социального взаимодействия
  • Образование в системе духовного производства
  • Гражданское общество
  • Искуство как форма духовного производства
  • ???


Кейс №3. Больница или церковь?

В начале октября 2016 г. меня экстренно прооперировали в одном из челябинских стационаров. Как только мне разрешили вставать, я начала исследовать коридор больницы. И вот что я обнаружила.
Фото, к сожалению, жуткого качества (коридоры очень мрачные, да и фотограф из меня никудышный), однако всё же понятно, что на фото — импровизированный иконостас. На него прикреплена информация о днях и часах, когда в больницу приходит православный священник, а также предложение сделать пожертвование в пользу одного из челябинских православных храмов. Кроме того, на дверном проёме каждой палаты прикреплены наклейки-иконы.

Возможные темы 
  • Многообразие путей и форм познания мира
  • Мировоззрение, его формы
  • Религия как форма духовной культуры
  • Основы конституционного строя РФ
  • Социальные институты
  • Социальные нормы
  • ???


Кейс №4. Лучше гор могут быть только горы...

А этот кейс — история ученика 11Б класса Максима Шмырова. Кто ещё не в курсе: этим летом он вместе со своим отцом совершил восхождение на западную вершину Эльбруса.

В инстаграме Максима можно увидеть и другие публикации на эту тему. Пример для кейса взят с разрешения Максима (и он сам может его выбрать для анализа — чем не опыт иллюстрации материала курса примерами из личного социального опыта?)

Возможные темы 
  • Природное и социальное в человеке
  • Деятельность, её содержание и структура
  • Многообразие видов деятельности
  • Личность, её социализация и воспитание. Агенты (институты) социализации
  • ???

Есть из чего выбрать? Или добавить ещё?

Вместо решения одного из четырёх предложенных кейсов, ученики 11В класса химико-биологического модуля (только они, поскольку это более простой вид работы, а профиль этого модуля не связан с гуманитарными науками) могут выполнить задание «Как я провёл лето» (это не про сочинение с одноимённым названием в начальной школе, а тоже про обществознание, к примеру, несколько лет назад я писала о некоторых фактах из своего лета так.

Что надо сделать. 

  • Создать документ с названием «Как я провёл лето_Фамилия, имя». Обращаю внимание: это именно название документа, а не заголовок текста работы. 
  • В содержании работы необходимо описать несколько фактов своей летней жизни, проанализировав их с точки зрения понятий, явлений, процессов, изученных в курсе обществознания в 10 классе.  
  • Количество фактов и тем которые вы будете использовать для анализа, не ограничено, но должно быть не менее двух! 
  • Заголовок написанного текста должен включать краткое название фактов и тем, которые вы раскрываете с помощью фактов.
  • Документ прикрепляете при сдаче задания в ClassRoom. 
Последний срок выполнения задания — 25 сентября 2018 г. (включительно), но я буду очень рада, если вы сделаете его раньше, а не завалите меня работами в последний день. Если что-то неясно, спросить можно здесь же, или в комментариях к заданию в ClassRoom.

С критериями оценивания можно познакомиться в таблицах (именно в них я буду позже проставлять баллы за ваши работы).
  • Критерии оценивания работ по кейсам >>>
  • Критерии оценивания работ «Как я провёл лето» >>>

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...