Входной контроль по обществознанию в 11-х классах предполагает решение одного из предложенных ниже кейсов по выбору учащегося. Такой формат используется уже четвёртый год (материалы прошлых лет доступны по ссылкам: раз, два, три, четыре).
Каждый кейс представляет собой какую-то конкретную ситуацию (с опорой на мой личный опыт) и перечень тем обществоведческого курса, через содержание которых может быть рассмотрен кейс. Вы помните, что вы должны уметь иллюстрировать обществоведческое содержание примерами из личного социального опыта? Вот этот навык и развиваем стартовым контролем, только пойдём не дедуктивным путём, а индуктивным (кто забыл, что такое дедукция и индукция, срочно отправляется восполнять пробел)!
Кейс считается решённым, если:
- вами самостоятельно сформулирована проблема (или тезис), связанная с описанной в кейсе ситуацией и представляющая собой фрагмент теоретического содержания одной из предложенных тем, либо выбранных самостоятельно (выбранная тема должна быть обязательно обозначена в ответе);
- сформулированная проблема (тезис) рассмотрена с опорой на материал курса обществознания и проиллюстрирована предложенной ситуацией;
- приведён другой пример (из истории, современной социальной реальности, литературы, личного опыта и т. д.), отличный от предложенного в кейсе, но тоже иллюстрирующий описанную проблему (тезис);
- ответ записан в виде связного текста в документе Google (название документа — Номер кейса_Фамилия, имя, название текста — тема, в рамках которой вы рассматриваете кейс) и прикреплён при сдаче задания в ClassRoom. Помните, что я могу вступить с вами в диалог в комментариях к вашей работе (в ClassRoom) — в этом случае оцениваться ваш ответ будет с учётом содержания нашего диалога.
Обращаю ваше внимание на то, что часть предложенных к ситуациям тем не изучались в 10-м классе. Это темы для тех, кто занимается предметом углублённо, готовится к олимпиадам по обществознанию и праву. Хотя, конечно, их могут выбрать для рассмотрения все желающие (тем более, некоторые из предложенных тем обзорно изучались в основной школе). Кроме того, обратите внимание: темы я даю для всех, хотя программы обучения у разных классов разные. Какой-то класс уже изучил ту или иную тему, а другой ещё и не приступал. Просто помните: если вы добровольно берёте тему, которую мы ещё не изучали, то никаких поблажек я вам при оценивании не делаю, ответственность за теоретический материал ложится полностью на вас.
Кейс №1. Я рисую
Я всегда считала себя художником от слова «худо». Рисование и черчение в школе были единственными предметами, домашние задания по которым мне помогала делать мама, всегда отлично рисовавшая. Когда в городе, где я выросла, открылась художественная школа, я училась в 7 классе. Мечтала учиться в художке, но мне сказали, чтобы даже не пыталась, т. к. способностей к рисованию у меня нет. Так я и прожила лет до сорока с хвостиком. Однако несколько лет назад вдруг осознала: хочу рисовать! Книжки начала покупать (началось всё с 30-дневного курса по книге Марка Кистлера «Вы сможете рисовать через 30 дней» — мой отзыв), завела отдельный блог для рефлексии своих рисовальных опытов, в этом году активно участвую в обучающих онлайн-марафонах, организаторами которых выступают различные школы рисования. Перфекционизм отброшен, я просто рисую и радуюсь, если что-то получается. И, попутно, изучаю устройство онлайн-школ рисования: как организовано обучение, как педагоги мотивируют учеников на продолжение курса, как построены уроки и т. п. И постоянно думаю: а что из этого я могу привнести в свою методику преподавания.
Возможные темы
Я всегда считала себя художником от слова «худо». Рисование и черчение в школе были единственными предметами, домашние задания по которым мне помогала делать мама, всегда отлично рисовавшая. Когда в городе, где я выросла, открылась художественная школа, я училась в 7 классе. Мечтала учиться в художке, но мне сказали, чтобы даже не пыталась, т. к. способностей к рисованию у меня нет. Так я и прожила лет до сорока с хвостиком. Однако несколько лет назад вдруг осознала: хочу рисовать! Книжки начала покупать (началось всё с 30-дневного курса по книге Марка Кистлера «Вы сможете рисовать через 30 дней» — мой отзыв), завела отдельный блог для рефлексии своих рисовальных опытов, в этом году активно участвую в обучающих онлайн-марафонах, организаторами которых выступают различные школы рисования. Перфекционизм отброшен, я просто рисую и радуюсь, если что-то получается. И, попутно, изучаю устройство онлайн-школ рисования: как организовано обучение, как педагоги мотивируют учеников на продолжение курса, как построены уроки и т. п. И постоянно думаю: а что из этого я могу привнести в свою методику преподавания.
Возможные темы
- Личность, её социализация и воспитание. Возраст и становление личности
- Потребности и способности человека. Задатки и способности
- Многообразие деятельности. Творчество в деятельности
- Самопознание и развитие личности
- Образование в системе духовного производства. Основные тенденции развития образования
- ???
Кейс №2. Красный карандаш и Евросеть-логистик
Когда я начала рисовать, то даже не представляла, сколь обширен рынок художественных материалов. Постепенно мой кругозор в этом вопросе начал расширяться, я начала активно покупать бумагу, кисти, краски, маркеры и другие принадлежности — как в розничной торговле, так и через интернет-магазины. Обычно всё происходит быстро и приятно, но однажды случилась у меня совершенно безобразная история. Краткий текст можно прочитать в фейсбуке (правда, там без развязки, но зато с интересными комментариями юристов). Подробно историю описала в инстаграме.
Возможные темы
Кейс №3. Страсти по ОГЭ
Не могла удержаться от того, чтобы не дать вам и этот кейс. Потому, в 9 классе все писали на ОГЭ по русскому языку изложение, а потому ситуация будет предельно понятной. Потому, что совсем скоро вы будете сдавать ЕГЭ — это кейс-предупреждение каждому из вас. Ситуация описана в фейсбуке. Надо читать и текст и комментарии (и не надо возмущаться, что я вынуждаю вас много читать: дети, которые читают, вырастают во взрослых, которые думают), причём всем, даже если вы не выберете этот кейс для работы.
Возможные темы
Кейс №4. Комментарии и комментаторы
Этот кейс давала на входной контроль ещё год назад, однако никто из теперь уже выпускников этого года не решился взять его для анализа. Да, кейс очень непростой: разговор взрослых людей, профессиональная лексика и т. п. То обществоведческое содержание, которое для меня кажется явным в этой ситуации, всё же не лежит на поверхности: для анализа кейса с позиций предложенной темы требуется глубина, дотошность... Но сама ситуация представляется мне крайне интересной для анализа. А потому решила всё же рискнуть предложить этот кейс ещё раз: а вдруг в этом году кто-то решится взять его для анализа и сделает даже лучше, чем тот образ ответа, который я себе уже смоделировала.
Ситуация следующая. Почти два года назад работа теперь уже нашей выпускницы по сравнению мультимедийных выставок Ван Гога (в рамках такого же входного контроля) была прокомментирована креативным директором австралийской компании—правообладателя. Эта история легла в основу моего выступления на конференции в Санкт-Петербурге в марте 2016 г. Я написала пост об этом событии в своём основном блоге. Ссылкой на эту публикацию активно делились в социальных сетях педагоги из разных городов. Вот пример одной такой публикации. Предметом кейса являются общение в комментариях к этой публикации в Фейсбуке (да-да, надо прочитать и все три публикации по ссылкам, и все комментарии, чтобы выделить проблему или сформулировать ключевой тезис).
Возможные темы
Возможные темы
Вместо решения одного из пяти предложенных кейсов, ученики 11В класса (только они, поскольку это более простой вид работы, а профиль 11В не связан с гуманитарными науками) могут выполнить задание «Как я провёл лето» (это не про сочинение с одноимённым названием в начальной школе, а тоже про обществознание, к примеру, несколько лет назад я писала о некоторых фактах из своего лета так.
Когда я начала рисовать, то даже не представляла, сколь обширен рынок художественных материалов. Постепенно мой кругозор в этом вопросе начал расширяться, я начала активно покупать бумагу, кисти, краски, маркеры и другие принадлежности — как в розничной торговле, так и через интернет-магазины. Обычно всё происходит быстро и приятно, но однажды случилась у меня совершенно безобразная история. Краткий текст можно прочитать в фейсбуке (правда, там без развязки, но зато с интересными комментариями юристов). Подробно историю описала в инстаграме.
Возможные темы
- Информационное общество
- Что такое фирма, и как она действует на рынке
- Конкуренция и рыночные структуры
- Права потребителей
- ???
Кейс №3. Страсти по ОГЭ
Не могла удержаться от того, чтобы не дать вам и этот кейс. Потому, в 9 классе все писали на ОГЭ по русскому языку изложение, а потому ситуация будет предельно понятной. Потому, что совсем скоро вы будете сдавать ЕГЭ — это кейс-предупреждение каждому из вас. Ситуация описана в фейсбуке. Надо читать и текст и комментарии (и не надо возмущаться, что я вынуждаю вас много читать: дети, которые читают, вырастают во взрослых, которые думают), причём всем, даже если вы не выберете этот кейс для работы.
Возможные темы
- Свобода в человеческой деятельности
- Личность, её социализация и воспитание. Агенты (институты) социализации
- Социальные институты
- Социальный конфликт и пути его разрешения
- Права ребёнка
- Законодательство РФ в сфере образования
- ???
Кейс №4. Комментарии и комментаторы
Этот кейс давала на входной контроль ещё год назад, однако никто из теперь уже выпускников этого года не решился взять его для анализа. Да, кейс очень непростой: разговор взрослых людей, профессиональная лексика и т. п. То обществоведческое содержание, которое для меня кажется явным в этой ситуации, всё же не лежит на поверхности: для анализа кейса с позиций предложенной темы требуется глубина, дотошность... Но сама ситуация представляется мне крайне интересной для анализа. А потому решила всё же рискнуть предложить этот кейс ещё раз: а вдруг в этом году кто-то решится взять его для анализа и сделает даже лучше, чем тот образ ответа, который я себе уже смоделировала.
Ситуация следующая. Почти два года назад работа теперь уже нашей выпускницы по сравнению мультимедийных выставок Ван Гога (в рамках такого же входного контроля) была прокомментирована креативным директором австралийской компании—правообладателя. Эта история легла в основу моего выступления на конференции в Санкт-Петербурге в марте 2016 г. Я написала пост об этом событии в своём основном блоге. Ссылкой на эту публикацию активно делились в социальных сетях педагоги из разных городов. Вот пример одной такой публикации. Предметом кейса являются общение в комментариях к этой публикации в Фейсбуке (да-да, надо прочитать и все три публикации по ссылкам, и все комментарии, чтобы выделить проблему или сформулировать ключевой тезис).
Возможные темы
- Общение (Особенности общения в современном мире. Стереотипы и эффекты восприятия. Общение как понимание).
- ???
Возможные темы
- Информационное общество
- Личность, её социализация и воспитание
- Общение (Особенности общения в современном мире)
- Социальные интересы и формы социального взаимодействия
- Образование в системе духовного производства
- Гражданское общество
- ???
Вместо решения одного из пяти предложенных кейсов, ученики 11В класса (только они, поскольку это более простой вид работы, а профиль 11В не связан с гуманитарными науками) могут выполнить задание «Как я провёл лето» (это не про сочинение с одноимённым названием в начальной школе, а тоже про обществознание, к примеру, несколько лет назад я писала о некоторых фактах из своего лета так.
Что надо сделать.
- Создать документ с названием «Как я провёл лето_Фамилия, имя». Обращаю внимание: это именно тема, а не заголовок сообщения.
- В содержании сообщения необходимо описать несколько фактов своей летней жизни, проанализировав их с точки зрения понятий, явлений, процессов, изученных в курсе обществознания в 10 классе.
- Количество фактов, которые вы будете использовать для анализа, не ограничено, а вот количество тем должно быть не менее двух!
- Заголовок написанного текста должен включать краткое название фактов и тем, которые вы раскрываете с помощью фактов.
- Документ прикрепляете при сдаче задания в ClassRoom.
Последний срок выполнения задания — 28 сентября 2017 г. (включительно), но я буду очень рада, если вы сделаете его раньше, а не завалите меня работами в последний день. Если что-то неясно, спросить можно здесь же, или в комментариях к заданию в ClassRoom.
С критериями оценивания можно познакомиться в таблицах (именно в них я буду позже проставлять баллы за ваши работы).
Комментариев нет:
Отправить комментарий