воскресенье, 20 января 2013 г.

«Докажи мне, что тебе можно верить, и я буду сотрудничать»

Считается, что понятие "гражданское общество" столь же древнее, как и политическая наука: нельзя разделить и отдельно изучать диалектически противоречивое единство "неполитического" гражданского общества и созданной им самим и на его базе политической организации общества, в том числе государства. Редкий крупный мыслитель, анализируя масштабные общественные процессы, не рассматривал или хотя бы не использовал понятие "гражданское общество", из века в век постоянно развивая и обогащая это понятие. В трудах ученых прошлого и современности вот уже более двух тысячелетий гражданское общество рассматривается, анализируется и описывается все более подробно, всесторонне, конкретно и достоверно.
Помимо выявления различных взглядов на отношение гражданского общества и государства, на уроках мы рассмотрели несколько подходов к пониманию и исследованию гражданского общества: структурный, функциональный, активистский, правовой, культурно-исторический, коммуникативный.
Гражданское общество – это взаимодействие, сотрудничество, солидарность, доверие. Именно сотрудничеству посвящен доклад Говарда Рейнгольда на TED. Мы используем этот доклад для выполнения итоговой самостоятельной работы по теме "Гражданское общество". При подготовке заданий использованы материалы онлайн-курса Сотрудничество, Самоорганизация и Образование в Открытом Мире, а также материалы курса (учебник, методическое пособие для учителя): СИВИКА. Гражданское общество. Интерактивный курс практического обществолюбия. Пилотное издание. — СПб.: Санкт-Петербургский институт права им. Принца  П. Г. Ольденбургского, 2007.


Вы можете посмотреть этот доклад на сайте TED, или прочесть перевод речи докладчика.
Знакомясь с докладом, оценивайте его критично: отделяйте факты от частного мнения докладчика
Задания.
1) Создание совместной презентации "Основные идеи, ценности и принципы гражданского общества".
11Б


11Г



10А

Обязательные условия:
  • 1 ученик — 1 слайд;
  • 1 слайд — 1 идея/принцип/ценность, выделенный на основе содержания доклада;
  • содержание принципа должно быть раскрыто с опорой на текст доклада (возможно цитирование);
  • не забудьте подписать на слайде фамилию добавившего слайд.
Прочите условия  на усмотрение автора слайда. Если формат слайда для вас окажется недостаточным, вы можете сделать отдельно презентацию, или текстовый документ, залить его на любой сервис для хранения документов, и ссылку на этот документ вставить на свой слайд. Приветствуется комментирование слайдов одноклассников: если у вас возник вопрос, или вы хотите поспорить с автором слайда, а, может, наоборот, согласиться с ним, дополнить его мысль, вы можете сделать это через режим комментариев к слайду. То есть, мало создать слайд и забыть о нем. Помните, что к вашему слайду могут появляться комментарии: не оставляйте их без ответа.
Справка по работе с презентациями Диска Google.
2) Ответьте на вопросы.
  1. С каким подходом к исследованию гражданского общества можно соотнести доклад Говарда Рейнгольда? Обоснуйте свой ответ.
  2. Что важнее в формуле "докажи мне, что тебе можно верить, и я буду сотрудничать": умение доказывать или способность проверять? Как это соотносится с идеями, ценностями и принципами гражданского общества?
  3. Каким образом идеи/ценности/принципы гражданского общества действуют в реальных ситуациях, конкретных примерах (Россия, наш регион, ваш личный опыт)?
  4. Какие из этих идей/ценностей/принципов пригодятся вам в жизни, для вашей деятельности, для понимания общества, а какие кажутся вам бесполезными? Ответ обоснуйте. 
  5. В тексте параграфа (Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание: учебник для 11 кл.: профильный уровень. — М.: Просвещение, 2012) отмечается, что развитое гражданское общество является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития граждан. Как вы понимаете эту мысль? Раскройте ее на примерах. 
Ответы на вопросы пишем в комментариях к этому сообщению. Если у Вас есть аккаунт Google, авторизуйтесь для ответа, если нет  не забудьте подписать свой ответ. Вы можете выполнить оба задания, а можете остановиться на каком-то одном. Во втором задании вы можете ответить на все вопросы (одним комментарием или несколькими), а можете ограничиться 1-2. Не забудьте писать номер вопроса, на который вы отвечаете.
Срок выполнения — до 25 января 2013 г. (11Б), до 22 февраля 2013 г. (11Г)

8 комментариев:

  1. Что важнее в формуле "докажи мне, что тебе можно верить, и я буду сотрудничать": умение доказывать или способность проверять? Как это соотносится с идеями, ценностями и принципами гражданского общества?

    Гражданское общество основано на сотрудничестве, активном взаимодействии граждан между собой. С одной стороны кажется, что способность проверять первична, так как для успешного сотрудничества каждая из сторон должна быть открыта для взаимодействия. В противном случае уже не важно насколько развито умение доказывать у одного из участников, ведь другой не готов эти доказательства принимать. Однако, можно взглянуть на ситуацию иначе - то, что одна сторона показывает свою готовность к взаимодействию может одновременно являться и способностью проверять и умением доказывать, так как открыться для другой стороны - и есть доказательство, аргумент в пользу доверия, первый шаг к сотрудничеству. Таким образом, я не могу выделить наиболее важную часть данной формулы, так как если один из участников делает шаг на встречу другому, то его действие может одновременно относиться и к той, и к другой части.

    Тен Дарья, 11-Б

    ОтветитьУдалить
  2. С каким подходом к исследованию гражданского общества можно соотнести доклад Говарда Рейнгольда? Обоснуйте свой ответ.


    Я считаю, что статью Говарда Рейнгольда можно отнести к активистскому подходу изучения гражданского общества. Название активистского подхода говорит само за себя: этот подход ставит в центр внимания уровень гражданской активности в обществе, а значит уровень активности каждого гражданина. В статье Говарда Рейнгольда, по-моему мнению, основой является именно активистки подход: люди создают добровольно будь то энциклопедии или новые форматы рынков. В данном случае вся жизнь в руках инициаторов, в руках самого гражданского общества. И если гражданская активность будет низкая, то не будет и гражданского общества.
    Сотрудничество - это взаимодействие, партнерство. При активистском подходе взаимодействие и партнерство - это самые необходимые условия. Именно поэтому, я считаю, что статья Говарда Рейнгольда о сотрудничестве можно соотнести с активистским подходом изучения гражданского общества.

    Сичинская Анна 11 б

    ОтветитьУдалить
  3. Какие из этих идей/ценностей/принципов пригодятся вам в жизни, для вашей деятельности, для понимания общества, а какие кажутся вам бесполезными? Ответ обоснуйте.

    Мне кажется, что все принципы важные, ведь не будь они важны, они бы не стали принципами. Принцип - это руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности. Другое дело - выделить наиболее важные. Думаю, что наиболее важные для нашей будущей деятельности принципы - это партнерство и инициатива.

    Партнерство. Партнерство - это основа. Соединяясь, кооперируясь, люди добиваются бОльших успехов,ведь глас одного звучит сотней голосов. Невозможно добиться успеха, закрывшись в темном подвале в изолированном состоянии. Вспомним известную библейскую историю: люди, потеряв способность договариваться, не смогли продолжать строительство Вавилонской башни. Так почему бы не соотнести Вавилонскую башню и Гражданское общество? каждый человек - это кирпичик этой "Башни"( Гражданского общества), и сейчас мы находимся в стадии строительства, а если цемент(партнерство) пропадет, то и "Башне" не дождаться счастливого конца. Мне кажется,что умение находить общий язык чрезвычайно важно в нашей жизни. Мы все хотим хорошо жить, учиться, иметь друзей и т.д. Думаю, если мы приложим усилия и желание сотрудничать, то все у нас получится.

    Инициатива. Инициатива не менее важный принцип, который стоит взять на вооружение. Мне кажется, что все когда-то именно с инициативы и началось. Кто-то очень давно решил, что, собирая фрукты, траву и падаль, многого не добиться, что так больше жить нельзя. И он начал охотиться и обучать своему мастерству, и через какое-то время все умели охотиться. Люди стали объединяться в группы для охоты на более крупных животных, затем стали создавать общины и т.д. до наших дней. Инициатива - это двигатель прогресса. Думаю, что умение выступать с инициативой, может помочь сделать карьеру(если,конечно, твои идеи хорошие), улучшить отношения, завести отношения и т.д.

    Долго размышляя на тему, что же все-таки может быть не очень важно, я пришла к выводу, что это альтруизм(надеюсь не закидаете меня камнями). Да, конечно, альтруизм потрясающее качество и не многие могут им похвастаться(хотя те, кто хвастаются, тоже не очень альтруистичны). Человеческий альтруизм хорош для общества, но не для самого человека( с эгоизмом все в точности да наоборот). Даже в докладе Говарда Рейнгольда компании помогают другим компаниям(думаем:"Ух, ты! Какой порыв альтруизма!", ан нет) не из доброты, а потому что это способ больше заработать, обогатиться. Конечно, я не говорю, что быть добрым это плохо, это очень даже хорошо, но быть добрым и быть альтруистом - это все-таки разные вещи.

    Поразмышляла над важностью принципов/идей Беляева Анна 11б

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Размышления про альтруизм весьма тесно связаны со вторым вопросом.
      "Человеческий альтруизм хорош для общества, но не для самого человека"
      Полностью согласен с этой мыслью. Если ты делаешь добро на бескорыстной основе для другого, то тот или те, для кого ты сделал добро, получат какую-то выгоду. Но ведь совсем не факт, что в дальнейшем люди, которым ты помог, тоже помогут тебе. Поэтому я считаю, что способность проверять является более важной. Можно долго и упорно доказывать, что ты способен(хочешь и можешь) сотрудничать, но если люди либо не хотят, либо не могут сотрудничать, получится, что ты зря тратил свои силы, возможно, даже какие-либо ресурсы.

      Что касается вопроса 4, то я считаю важнейшим принципом конкуренцию. Конкуренция побуждает к действиям. Самый близкий пример - конкуренция за поступление на бюджетное место в институте. Мысль о том, что кто-то может набрать баллов больше, чем ты, заставляет готовиться к экзамену. Если бы я знал, что без усилий поступлю, то вряд ли бы стал усердно учить. Я думаю, что в подобных соревнованиях человек участвует на протяжении всей своей жизни.

      Деркач.

      Удалить
  4. Ответ на вопрос №5

    Развитость гражданского общества является следствием развития каждого гражданина, осознания им своей принадлежности к той или иной социальной группе, общих с ней интересов, стремления добиваться решения общезначимых проблем и совершенствовать общество.
    Примеры:
    1)жители подъезда осознают, что мусорить в своем же подъезде им невыгодно и принимают решение нанять консьержа для поддержания чистоты.
    2) группы граждан, стремясь улучшить жизнь в стране, включаются в политику, оказывают влияние на государственную власть.
    В обеих ситуациях граждане проявляют социальную активность – делают совместную жизнь лучше. Они осознают общегражданские проблемы, понимают свою личную заинтересованность в их решении. Я считаю, что именно осознание общих проблем и понимание гражданином своих возможностей и прав на их решение свидетельствуют о его интеллектуальном и нравственно-правовом развитии.

    Родионова Надежда

    ОтветитьУдалить
  5. Вопрос 5
    Я согласна с Надей. Развитость общества зависит в первую очередь от развития его составляющих, т.е. граждан, осознания ими общих интересов, их активное участие в преобразовании, усовершенствования общества.
    Пример:
    1. Новгород XI-XIII веков: вече.
    2.Во дворе дома N старая (не пригодная для использования) детская площадка. Жильцы дома, во избежание детских травм, собирают деньги на покупку новых качелей и турников.
    3. Конец XIX-начало XX стачки на заводах и фабриках в ответ на жесткие условия труда.
    Во всех трех случаях люди принимали активное участие - стараясь улучшить свою жизнь. Они осознают общие проблемы и заинтересованы в их решении. На мой взгляд, это один из признаков развития гражданского общества.
    Думаева Е.

    ОтветитьУдалить
  6. На мой взгляд, доклад Говарда Рейнгольда можно соотнести с коммуникативным подходом. Данный подход предполагает, что общество – это коммуникация, сотрудничество, взаимодействие, общение, которое направлено на достижение компромисса, соглашения. Рейнгольд говорит о том, что люди смогут достичь собственных целей только за счет участия в публичной коммуникации: «Это подход, распространённый среди ряда различных дисциплин, согласно которому коллективное действие и сложные взаимозависимости играют более важную роль».

    ОтветитьУдалить
  7. Я считаю, что умение доказывать и способность проверять являются неотъемлемыми частями как жизни отдельно взятого человека, так и всего гражданского общества в целом (так как оно и состоит из активных и целеустремленных граждан, готовых к сотрудничеству в любую минуту ). Человек в современном мире должен быть достаточно коммуникабельным, уметь грамотно аргументировать и доказать сою точку зрения, иначе его просто не будут слушать и воспринимать всерьёз. Без умения доказывать невозможного построить какие-либо деловые или личные отношения. Однако, нужно быть готовым тому, что на словах тебе просто никто не поверит. Способность проверять является довольно серьёзной работой в том плане, что для анализа и сопоставления различных фактов нужно очень много думать, увлечься этой работой, быть непредвзятым. Мне кажется, что эти два понятия не могут существовать отдельно друг от друга, потому что по-отдельности в них смысла мало. Только взаимодействуя эти умения могут создать какой-то серьёзный результат.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...