- Оцениванию подлежит только содержательная активность, то есть, тематически связанная с изучаемым в курсе обществознания материалом. То есть, если активность носит в большей степени технический характер (освоил новый сервис, разобрался с функционалом доски задач, встроил какой-то объект на страницу сайта) и не влечёт за собой качественной работы с содержанием, то могу только похвалить, но отметку не поставлю (попробую лишь походатайствовать перед учителями информатики).
- Оцениванию подлежит активность, воспроизводимая другими участниками. То есть, это опыт, который можно и нужно брать на вооружение и другим ученикам/группам при работе над своим материалом.
На прошедшей неделе наилучших результатов в процессе работы добились.
- +Ekaterina Lapteva и +Лада Мотрий. Посмотрите доску задач группы, в которой они работают. Можно увидеть сразу несколько полезных идей по организации планирования своей деятельности. Во-первых, это задача "Правила работы с доской". В ней определены "правила игры", в том числе, реализована крайне важная идея: по какому принципу расставлять приоритеты/цвета задач в процессе работы. А ещё обратите внимание, как жёстко разведены функции самого стикера-задачи и комментариев к нему. особенно это явно можно увидеть на стикерах "Тема проекта..." и "Методы работы с роликом". В них идёт обсуждение самой обществоведческой темы, выделенной из ролика, тех её аспектов, которые требуется раскрыть.
- +Вероника Пяткова. Несмотря на то, что группа, в которой работает Вероника, окончательно ещё не определилась с той темой, в рамках которой они будут работать, им явно будет из чего выбрать. Посмотрите документ, в котором Вероника буквально "препарировала" выбранный ролик, через комментарии соотнося отдельные реплики спикера TED с соответствующими темами курса. Обратите внимание: в комментариях не просто обозначаются темы, но и даётся основная информация по тому её содержанию, которое можно развивать.
- +Диана Вальт и +Арина Русинова. В этой группе в документе Google обсуждался сам процесс выбора ролика. Выбор шёл из нескольких роликов, и каждый был рассмотрен с точки зрения обществоведческого содержания.
Понятно, что это — черновые материалы, а потому стиль изложения не всегда соответствует научному. Но это — реальная работа по достижению поставленных задач. Также обратите внимание, что пять человек, кого я сейчас упомянула, работают в трёх разных группах. Я не хочу сказать, что другие участники этих групп бездействуют, но я отмечаю работу, которую я реально вижу в ваших материалах. Но считаю, что, раз работа носит групповой характер, было бы логично видеть по каждой позиции работу группы в целом, а не отдельных её участников.
После затянувшегося вступления перехожу-таки к цели этого сообщения. Оно будет посвящено созданию текста по той теме, которую вы выделите из ролика. В течение этой недели мне поступают вопросы по поводу этой части работы (в почту, на доске, оффлайн). Поэтому изначально попытаюсь собрать наиболее распространённые из них и ответить.
- Сайты Google для дистанционных курсов в школе: требования к инструментам и контенту >>> Автор: +Ljudmilla Rozhdestvenskaja. Статья ориентирована на учителей, и направлена на решение несколько иных, нежели написание текста, задач, но, возможно, кому-то будет интересно (к тому же, там есть примеры разных типов заданий — это уже к другому этапу работы).
- Денис Каплунов. Контент, маркетинг и рок-н-ролл. — М.: +Манн, Иванов и Фербер, 2014. До сих пор не могу прочесть эту книгу целиком от начала до конца, читаю выборочно для решения каких-то конкретных задач. Книга есть в моей домашней библиотеке, если кому-то будет интересно, готова принести.
Вопрос. Каков должен быть объём созданного текста?
Ответ. Строгих требований к объёму текста не выдвигаю. Вам необходимо стремиться к одновременной реализации двух принципов.
- Минимальная достаточность. Достаточность — свойство контента, которое гарантирует, что материала, представленного вами в созданном тексте, будет «хватать» для того, чтобы разобраться в содержании ключевых понятий, процессов и явлений той темы, которую вы выделили из ролика.
- Информационная избыточность. Избыточность следует понимать, как наличие в рамках созданного вами текста дополнительных возможностей для самообразования любого ученика, читающего созданный вами текст. Не следует понимать избыточность как «энциклопедическую полноту и насыщенность» текста. Если вы нашли какой-то интересный ресурс для изучения темы, не стоит полностью копировать его в свой текст. Достаточно дать ссылку на него (в списке использованных при подготовке текста источников, который обязательно должен быть в конце текста), сопроводив краткой аннотацией, которая убедила бы других в том, что действительно интересно и важно почитать, что же там написано. Или включить в свой текст яркую цитату из этого источника, дав ссылку на него.
Вопрос. В чём отличие текста, который создаст группа, от текста по этой теме в учебнике или справочнике?
Ответ. Вы не всегда читаете тексты параграфов в школьных учебниках, сейчас у вас есть возможность создать свой текст. Ресурсов с образовательными текстами в Интернете сегодня много. Но вспомните: как часто, переходя по какой-то ссылке с многообещающим названием, вы закрывали страницу через несколько секунд. Есть такой канон: "правило 5 секунд". Когда человек впервые попадает на какой-то сайт, 5 секунд — это то время, за которое он либо понимает, для чего ему нужно здесь остаться, либо уходит навсегда. Подумайте, чем вы можете зацепить других, чтобы за 5 секунд им стало интересно. "Вдохновляющая презентация" — ключевой тезис аттестации. Перефразирую применительно к содержанию этого поста: какие тексты вас вдохновляют? Те, в которых можно увидеть:
- максимально полные ответы на свои вопросы (подумайте, какие вопросы по теме, над которой вы работаете, возникали у вас — возможно, такие же вопросы задают себе и другие);
- высокую концентрацию полезного материала по теме (про информационную избыточность написала выше);
- оригинальный стиль подачи, непохожесть на другие образовательные ресурсы.
Кроме того, вы обязательно должны использовать содержание выбранного ролика TED в качестве аргументации ключевых положений темы (тип аргументации — теоретический или фактический — в зависимости от содержания ролика), но не ограничиваться только им.
Вопрос: В каком формате/жанре/стиле должен быть написан текст?
Ответ. На ваше усмотрение. Главное, чтобы выбранный вами формат давал возможность раскрыть теоретический материал по теме, подкрепить его фактическими аргументами, а также положительно воспринимался при чтении другими учениками. Возможные варианты.
- Информационная статья. Это — ответ на конкретный вопрос, освещение понятия, процесса, явления. Ваша задача — поделиться свежей, неизвестной информацией по выбранной теме.
- Пошаговое руководство. Может быть теоретическим и содержать рекомендации по изучению темы, и практическим — если выбранная вами тема непосредственно связана с приобретением какого-то опыта, освоением каких-то социальных ролей или норм, возможно, имеет смысл остановиться на этом варианте? Подробно и последовательно описать каждый шаг, ответив на ключевой вопрос: "Как?"
- Классификация. Если выбранная вами тема носит системный характер, а центральное понятие темы имеет много видов/форм/типов, выделенных по разным основаниям, может, имеет смысл разложить всё по полочкам?
- Тематический словарь. Подходит для тем, содержание которых включает большое количество понятий. Группы, выбравшие слишком широкие темы, в большинстве случаев могут также обратиться к этому варианту. При этом ваш словарь не будет ограничиваться стандартными определениями понятий, а выходить за эти пределы, содержать примеры, факты, оценки.
- Коллекция. Чего? А чего угодно! Полезных статей, фактов, исследований, цитат по теме. Разумеется — с вашими аннотациями и комментариями, а также какими-то связками между отдельными элементами коллекции.
- Рецензия или обзор. Начав с рецензии или обзора ролика, вы постепенно можете выйти за его пределы, раскрывая содержание темы.
- Сравнение. Если в основе выбранной вами темы лежит понятие — одно из нескольких в классификации — вы можете сопоставить в своём тексте общие и существенные признаки этих понятий, их сходства и различия.
- Интервью. Может, вы захотите выстроить свой текст в виде интервью у спикера выбранного вами ролика (смело, да?), переработав текст ролика и дополнительный материал в этот формат? Или среди ваших знакомых, родственников есть человек, который является экспертом в выбранной вами теме? Если есть желание и уверенность в своих силах — пробуйте!
- Эксперимент. Ну, или какой-то другой метод, который можно положить в основу исследования по выбранной теме. Тогда текст будет содержать описание и результаты исследования.
Разумеется, это далеко не полный перечень форматов. Просто, когда писала, хотела вывести вас из привычной зоны комфорта, чтобы вы попытались посмотреть на свой будущий текст творчески, с неожиданной стороны. А для тех, кто не чувствует в себе уверенности в создании текстов, даю ссылку на персональный сайт Ольги Соломатиной. Он, конечно, ориентирован на другую аудиторию, однако, вы можете воспользоваться бесплатной возможностью получить тетрадь "Писать легко", а также воспользоваться разнообразными советами, которые автор приводит в своём блоге.
Вопросы?
Комментариев нет:
Отправить комментарий