суббота, 11 мая 2013 г.

Промежуточная аттестация в 10-х классах, или выступление в стиле TED. Часть 3

Несколько дней назад я получила по почте письмо. С разрешения автора публикую его.
_____________________________________________________

Добрый вечер, Мария Николаевна. 
У меня к Вам несколько странный вопрос. 
С самого момента, когда Вы сообщили о формате нашей итоговой аттестации, я ищу тему для своего доклада. Ищу и не нахожу. Всё либо банальное, либо неинтересное, либо не нравится мне в принципе. Ну и несколько более-менее подходящих вариантов были отметены за невозможностью их достойно представить. 
Мария Николаевна, у меня идей нет и не предвидится. У людей, которые могли, как мне казалось, с этим помочь, вариантов тоже нет. Я не имею ни малейшего представления о том, что я буду готовить и как это сделаю. 
Я просмотрела массу роликов. Они несут в себе потрясающие мысли, которые очень хорошо раскрыты. А я не смогу раскрыть тему, которой не проникнусь. И пока не прониклась ни одной. 
Я уже дошла и до того, что начала расспрашивать учителей. Вы не поверите, они мне тоже ничем не помогли. 
И, собственно, вопрос, к которому было такое долгое предисловие: что мне делать? 
Я хочу приготовить что-то достойное, мне не жалко времени и сил. Я просто не знаю, что это должно быть. А ещё я не умею делать плохо. Если я так и не смогу найти тему, то я не буду выступать. Я слишком уважаю Вас, Вашу идею и Ваш предмет, чтобы сделать работу, которая предполагает столько возможностей, только ради хоть какой-то оценки.
Но ведь у Вас наверняка есть идеи, причём идеи великолепные, достойные того, чтобы их развить. Могли бы Вы поделиться со мной ими? Какой доклад хотелось бы увидеть лично Вам? 
_____________________________________________________

Часть текста выделено полужирным начертанием мною. Именно в них содержится основная мысль письма: автор готов работать над своим докладом, он хочет сделать достойное выступление, но не знает, с чего начать, где взять исходную идею. Думаю, что подобные проблемы возникают сейчас у многих из вас: какой материал лучше всего использовать в своем докладе, как найти идею для своего выступления? Так как по регламенту конференции, "содержание и формат доклада не только должен соответствовать стилю докладов на TED-конференции, но и затрагивать какую-то тему обществоведческого курса, изученную в нынешнем учебном году", формально при подготовке доклада вам предстоит выполнить операцию конкретизации: на основе какой-то идеи продемонстрировать обществоведческие понятия, процессы, явления, проблемы. Вокруг чего может строиться доклад, на каких примерах вы можете конкретизировать обществоведческий материал?
  • Личный опыт.
  • Факты современной жизни общества.
  • Исторические факты.
  • Примеры литературных произведений и произведений искусства.
  • Модели современных социальных ситуаций (как результат обобщения некоторого количества известных вам социальных фактов).
Привлечение каждого вида примеров как исходной идеи для доклада имеет свои достоинства и недостатки. Разумеется, все приведенные ниже примеры условны и не претендуют на исчерпывающий характер.

Личный опыт есть у каждого. На первый взгляд, может показаться, что, в силу возраста, он сильно ограничен. Безусловно, использовать личный опыт можно для конкретизации ограниченного числа обществоведческих понятий, явлений, процессов, проблем. Однако каждый из вас является членом семьи, учеником гимназии, потребителем товаров и услуг и т. д., то есть, каждый из вас выполняет множество социальных ролей. Семейные традиции вашей семьи могут стать основой для раскрытия воспитательной и рекреационной функций семьи, личный успех в учебных, спортивных, творческих олимпиадах и конкурсах — для описания роли деятельности в социализации личности.

Факты современной жизни хорошо известны каждом из вас, причем, факты очень разноплановые. Помните о том, что есть проблемы, раскрыть которые невозможно, не обращаясь к современным социальным реалиям: это, например, проблемы глобализации, проблемы экономического, политического, социального развития российского общества. Основной проблемой здесь, пожалуй, является необходимость соотнести, предъявить и прокомментировать известные вам отдельные факты с соответствующими им понятиями, явлениями, процессами и проблемами обществоведческого курса. Попробуйте выполнить следующее упражнение, выбрав тот факт, который чем-то привлек ваше внимание, привлек настолько, что вы бы хотели сделать доклад на его основе. Факт—сфера жизни общества (или социальная наука)—тема урока—понятие, явление, процесс, проблема. Например: фактмитинг на Болотной площади 6 мая 2013 г.; сфера жизни общества, социальная наукаполитическая сфера, политология; тема урока"Гражданское общество", "Человек в политической жизни"понятие, явление, процесс, проблемагражданские инициативы, формы и виды политического участия, политическая культура личности. То же самое упражнение можно выполнять, если вы решите взять за основу доклада исторические факты

Привлекая для доклада произведения литературы и искусства, можно не ограничивать их использование соотнесением с темами из раздела "Духовная сфера". Соотнеся жизнь и деятельность какого-то творца с исторической эпохой, вы получите исторический факт; подборкой таких примеров можно иллюстрировать сущность и назначение творческой деятельности, роль творчества в социализации личности; а коллекция примеров из разных эпох на одну тему может стать источником для раскрытия прогрессивных явлений общественной жизни, их противоречивого характера.

Выбор в качестве идеи для доклада модели современных социальных ситуаций избавляют от необходимости точно вспоминать время, участников и другие конкретные детали какого-то события. Однако, помните о тех сложностях, которые возникают в данном случае: отобрать, обобщить, развести теорию и модель. Но, возможно, подобная интеллектуальная деятельность вам нравится.

Таким образом необходимо определять конкретный материал для доклада ситуативно, отдавая предпочтение тем фактам, которые вы сможете соотнести с понятиями, явлениями, проблемами обществоведческого курса. Тем, на которых вы сможете выстроить целостное выступление, отвечающее формату TED (помните: вы же сами определили особенности формата на уроке, просмотрев несколько, казалось бы, совершенно разноплановых роликов; они прописаны в этом сообщении). Картинка в тему:
За "наводку" на картинку спасибо +Marina Kurvits. 

Кстати, автор письма, тест которого я привела в начале этого сообщения, уже справилась со своей проблемой, определив исходную идею своего доклада. Если у нее все получится (а я в это искренне верю!), то ее доклад на конференции должен стать настоящим открытием. Очень конструктивно получилось: человек осознал проблему — человек понял, что он хочет ее решить — человек не сидел, сложа руки, предпринимал какие-то усилия для решения проблемы — человек смог решить проблему. Достойно уважения, вам не кажется?

А теперь проблема возникла уже у меня. Точнее, даже не проблема, просто я задумалась: в какой стадии находится подготовка каждого из вас? Может, кому-то нужна помощь, а он стесняется обратиться за ней? Пожалуйста, заполните приведенную форму.


Обращаю ваше внимание на то, что, как только стал известен день конференции: 29 мая 2013 года, в Google+ мною было  создано мероприятие  страничка конференции. Некоторые из вас уже заявили о своем желании пойти на конференцию (остальные, вероятно, останутся в этот день дома). Для удобства вашей подготовки к конференции, все ссылки на сообщения с информацией о ней я перенесла на страницу мероприятия. Изучите справку о возможностях мероприятий в Google+. Обращаю внимание всех, у кого установлено приложение Google+ для мобильных устройств (а, судя по списку контактов в чате, такие люди есть): включив режим "вечеринка", вы сможете мгновенно загружать на страницу мероприятия все фотографии, которые вы сделаете во время конференции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...