Очередное занятие по совместной работе над эссе состоится 29 ноября 2012 г. с 20.30 до 21.30 (я могу немного опоздать к началу работы, неожиданно сегодня возникли дела в другом конце города, но буду очень стараться успеть, все будет доступно для начала работы, завтра попробую переговорить: может, кто из вас возьмет на себя функции модерирования процесса, если я вдруг немного задержусь). Данное занятие будет отличаться от предыдущих сразу по нескольким показателям:
- для работы приглашаются не учащиеся какого-то конкретного класса, а участники муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию с 9 по 11 класс (если кто-то захочет присоединиться в качестве наблюдателей (или даже активных участников) — добро пожаловать);
- для обсуждения и корректировки предлагается эссе, взятое из: Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий/ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010. — С. 216 — 217. Стилистика, орфография и пунктуация автора эссе сохранена. С полным текстом эссе (доступны печать и скачивание) можно ознакомиться прямо сейчас.
Рабочая версия эссе размещена здесь (текст по ссылке доступен для просмотра и редактирования). Предложенный для обсуждения и редактирования текст эссе не привязан к конкретному шаблону. Обсуждение и корректировка эссе будет происходить с точки зрения критериев, которыми будет руководствоваться жюри при проверке работ.
Вот эти критерии (источник — требования к проведению муниципального этапа олимпиады по обществознанию):
- знание социальных фактов;
- владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.);
- аргументированность суждений и выводов;
- знание мнений ученых-обществоведов;
- внутреннее смысловое единство, соответствие теме;
- оригинальность решения проблемы, аргументации.
В рабочей версии отдельные фрагменты эссе до начала совместной работы будут прокомментированы мною на предмет соответствия именно этим критериям.
Порядок совместной работы над эссе.
1) В назначенное время заходим в рабочую версию эссе, выбираем цвет, которым будем писать свои реплики и этим цветом пишем в конце документа свои фамилию, имя (красный цвет на веки вечные закреплен за мной).
2) Внимательно читаем мои комментарии внутри и по поводу отдельных смысловых частей эссе, пробуем изменить то, что подлежит изменению с точки зрения высказанных замечаний. Все свои предложения (то есть, новые речевые/смысловые формулировки) пишем прямо в тексте эссе, в соответствующем смысловом отрезке после моего комментария. Работаем одним цветом — тем, что выбрали (хочется знать всех соавторов новой версии эссе поименно).
Рекомендуется познакомиться с рабочей версией заранее, и прийти на онлайн-занятие уже с какими-то мыслями, идеями — так мы существенно сэкономим время.
Рекомендуется познакомиться с рабочей версией заранее, и прийти на онлайн-занятие уже с какими-то мыслями, идеями — так мы существенно сэкономим время.
3) Если возникают какие-то вопросы, идеи, мысли, предположения, еще не оформленные так, чтобы стать достойной частью эссе, то все это можно высказывать в чате, который расположен справа от рабочей версии. Для того, чтобы попасть в чат, следует просто щелкнуть по любому цветному квадратику, обозначающего пользователя, находящегося в документе одновременно с вами.
Окончательный вариант эссе будет выложен в этом сообщении по окончанию работы.
Если что-то неясно — добро пожаловать в комментарии к этому сообщению! Творческой работы нам всем!
Окончательный вариант эссе.
В работе над ним приняли участие:
Окончательный вариант эссе.
- Деркач Дмитрий (11Б). Дмитрий, после предыдущей работы над эссе, Вы как раз предлагали следующую сделать по теме "Общество". Выбирая эссе "на растерзание", я вспомнила о Вашей просьбе...
- Соколова Татьяна (11Б). Огромное спасибо Татьяне за то, что она взяла на себя функции модератора обсуждения на первые минут 10-15, пока я добиралась домой. И, конечно же, отдельное "спасибо" за готовность идти до конца, завершить начатое.
- Шнайдер Виолетта (9А). Для Виолетты это был первый опыт подобного рода. С восхищением наблюдала за ее уверенной работой, адекватным отношением ко всем замечаниям, предложениям, комментариям. Молодец!
Традиционно, во время работы, в документе постоянно "топтались" 6 — 11 человек, не пожелавших легализоваться и сохраняющих позицию наблюдателей. С одной стороны, я немного расстроилась, что активных участников на этот раз было мало, с другой — работалось легко и бесконфликтно. И — впервые я практически не правила созданный текст: только исправила явные ошибки.
Конечно, получившийся вариант не идеален. Лично мне в нем не хватает, по крайней мере, двух вещей:
- фактического материала: получившееся эссе раскрывает проблему на теоретическом уровне;
- соотнесения тех или иных аргументов с соответствующими базовыми науками: это особенно актуально, когда проблема раскрывается с опорой на несколько базовых наук сразу.
Но в любом случае, сравните первоначальный и окончательный вариант: очевидно, что проделана огромная работа, текст стал намного содержательнее, интереснее.
Доступ к рабочей версии не закрываю, но оставляю только права просмотра — как свидетельство того, как все это было.
Прочитав получившийся вариант, я поняла, что "что было и "что стало" - это просто небо и земля. Отдельные мысли из первоначального варианта просто повергли меня в ужас от того, на сколько я до этого заблуждалась, в результате правда оказалось, что заблуждался автор эссе, и это породило надежду, что не всё ещё потеряно и не так запущено, как показалось после первого прочтения:)Особенно шокировала мысль о "врожденных привычках".
ОтветитьУдалитьЭссе однозначно стало лучше и, надеюсь, больше не будет сеять сомнений с сердцах читателей относительно теории:)
Что каксается практического материала, признаю, были мысли привести примеры из современной социальной реальности, но когда они решили прийти, то мои собратья по перу уже покинули документ, а сама я или поленилась, или уже очень устала, чтобы дописывать что-то сама без информационной и моральной поддержки.
Кстати о собратьях по перу, большое им спасибо за работу, нисколько не пожалела и не расстроилась из-за малого количества пишущего народа. Было легче соринтироваться, подстроиться, договориться и главное не снести друг друга:)Как говорится, нас мало, но мы в тельняшках:)
Всё очень-очень понравилось. Тема была лёгкой и понятной. Работа - приятной. Ребята - молодцы. Только есть просьба одна небольшая: не бросайте меня больше одну добивать остатки:)Пожалуйста!
Отдельное спасибо Марие Николаевне за организацию этого сеанса мозгового штурма!:)
Соколова Таня
Татьяна, спасибо за такой развернутый комментарий! Ваш позитивный настрой всегда внушает оптимизм — как во время работы над эссе, так и сейчас, давая понимание, что все не напрасно.
Удалить> Эссе однозначно стало лучше
+++ Я бы сказала, что это уже совсем другое эссе. Вы его практически переписали заново. Особенно я была в восторге от настоящей совместной работы: если сравнить рабочие версии всех пяти написанных на данный момент эссе, то первые четыре похожи на лоскутные одеяла — такие разноцветные, веселые. Но при этом каждый писал какой-то свой фрагмент. А вчера произошло чудо чудесное: в рабочей версии можно увидеть, как одна отдельно взятая фраза является достоянием нескольких авторов. Здорово!
>Только есть просьба одна небольшая: не бросайте меня больше одну добивать остатки:)Пожалуйста!
+++Поздновато начали просто еще, и работы было много. И - надо формировать в себе привычку (раз уж от рождения не дано:))) вычитывать исходный текст и рабочую версию с моими комментариями до начала совместной работы, чтобы каждый приходил на занятие уже с какими-то мыслями, идеями...
Да, еще: удачи Вам завтра на муниципальном этапе олимпиады по обществознанию! Как и Диме, и Виолетте, и всем остальным!