вторник, 6 сентября 2016 г.

Входной контроль в 11 классах: от личного опыта к осмыслению изученного

Входной контроль по обществознанию в 11-х классах предполагает решение одного из предложенных ниже кейсов по выбору учащегося. Такой формат используется уже третий год (материалы прошлых лет доступны по ссылкам: раз, два, три). Каждый кейс представляет собой какую-то конкретную ситуацию (с опорой на мой личный опыт) и перечень тем обществоведческого курса, через содержание которых может быть рассмотрен кейс. Вы помните, что вы должны уметь иллюстрировать обществоведческое содержание примерами из личного социального опыта? Вот этот навык и развиваем стартовым контролем, только пойдём не дедуктивным путём, а индуктивным (кто забыл, что такое дедукция и индукция, срочно отправляется восполнять пробел)! 

Кейс считается решённым, если: 
  • вами самостоятельно сформулирована проблема (или тезис), связанная с описанной в кейсе ситуацией и представляющая собой фрагмент теоретического содержания одной из предложенных тем, либо выбранных самостоятельно (выбранная тема должна быть обязательно обозначена в ответе); 
  • сформулированная проблема (тезис) рассмотрена с опорой на материал курса обществознания и проиллюстрирована предложенной ситуацией; 
  • приведён другой пример (из истории, современной социальной реальности, литературы, личного опыта и т. д.), отличный от предложенного в кейсе, но тоже иллюстрирующий описанную проблему (тезис); 
  • ответ записан в виде связного текста либо в комментарии к этому сообщению (с указанием номера кейса), либо в своей электронной тетради (ссылка на сообщение должна быть дана в комментарии). Помните, что я могу вступить с вами в диалог в комментариях — в этом случае оценивать ваш ответ будет с учётом содержания нашего диалога. 


Обращаю ваше внимание на то, что часть предложенных к ситуациям тем не изучались в 10-м классе. Это темы для тех, кто занимается предметом углублённо, готовится к олимпиадам по обществознанию и праву. Хотя, конечно, их могут выбрать для рассмотрения все желающие (тем более, некоторые из предложенных тем обзорно изучались в основной школе).


Кейс 1. Комментарии и комментаторы.
Этот кейс хотела дать ещё весной, когда в 10Б и 10В изучали тему Общение как понимание. Но были сомнения: всё-таки разговор взрослых людей, профессиональная лексика и т. п. Да и то обществоведческое содержание, которое для меня оказалось явным в этой ситуации, всё же не лежит на поверхности: для анализа кейса с позиций предложенной темы требуется глубина, дотошность... Но сама ситуация представляется мне крайне интересной для анализа. А потому сейчас всё же решила попробовать: а вдруг кто-то решится взять и сделает даже лучше, чем тот образ ответа, который я себе уже смоделировала.

Ситуация следующая. Думаю, вы помните, что произошло почти год назад, когда работа теперь уже нашей выпускницы по сравнению мультимедийных выставок Ван Гога в рамках такого же входного контроля была прокомментирована креативным директором австралийской компании— правообладателя. Эта история легла в основу моего выступления на конференции в Санкт-Петербурге в марте 2016 г. Я написала пост об этом событии в своём основном блоге. Ссылкой на эту публикацию активно делились в социальных сетях педагоги из разных городов. Вот пример одной такой публикации. Предметом кейса являются общение в комментариях к публикации (да-да, надо прочитать все комментарии, чтобы выделить проблему или сформулировать ключевой тезис).

Возможные темы

  • Общение (Особенности общения в современном мире. Стереотипы и эффекты восприятия).
  • ???

Кейс 2. Осторожно! Люди со смартфонами!
В апреле увидела в своей ленте на фейсбуке фотографию библиотекаря из Мурманска Марины Орешко. Это всё ;-)

Возможные темы
  • Многообразие путей и форм общественного развития (Типы обществ. Информационное общество).
  • Проблема общественного прогресса.
  • ???

Кейс 3. Адская Неделя и Магия утра
Две удивительные книги, прочитанные в мае—июне, кардинально изменили мой привычный распорядок дня. Первая — Эрик Бертран Ларссен "На пределе" (отзыв), вторая — Хэл Элрод "Магия утра" (отзыв). Я не просто прочитала их, но и дважды прошла Адскую Неделю (и планирую повторять этот опыт хотя бы раз в год), а также внедрила метод Чудесное утро. По ссылкам — не просто мои отзывы на эти книги, это описание опыта, то есть, что и как я делала, к каким выводам пришла.

Возможные темы
  • Человек как биосоциальное существо.
  • Деятельность: содержание и структура.
  • Личность, её социализация и воспитание.
  • ???

Кейс 4. No smoking!
Ситуация описана в одном из моих постов в Инстаграмм.
Всем хорош #пляж_марсель , приезжаем отдыхать в #Лазаревское каждый год. Но был бы ещё лучше без курильщиков. Вчера одна уже немолодая парочка курила, расположившись прямо перед морем. Не выдержала, взяла скетчбук от #mifbooks #Рисоватьэтокруто и сделала быструю зарисовку в нём в стиле #летнийэкстрим Слова в скобках были напечатаны, остальное – моё #miftvorchestvo Одно дело, когда люди уходят покурить в специально отведённое для этого место, другое – когда курят там, куда упали. И пофигу, что #антитабачныйзакон определяет, что в общественных местах #nosmoking . Или что @alessandress как-то говорил на весь пляж, что это – территория, свободная от курения. Всё равно дымят на каждом углу. Вокруг куча семей с маленькими детьми, но редко кто решается сделать замечание дымящим. Вспомнилось на тему. Одна капля никотина убивает лошадь Так когда же ты, скотина, сигарету бросишь? Вот сидишь ты на балконе, Дым столбом пускаешь... А, быть может, рядом... кони: Ты ж всего не знаешь! Получилось #многабукаф , накипело. Я приезжаю дышать морским воздухом, а не никотином. #лето #отпуск #море
Фото опубликовано Мария Сонина (@mson72)

Возможные темы
  • Творческая деятельность.
  • Многообразие путей и форм познания мира.
  • Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
  • Право в системе социальных норм.
  • ???

Вместо решения одного из четырёх кейсов вы можете выполнить задание "Как я провёл лето" (это не про сочинение с одноимённым названием в начальной школе, а тоже про обществознание, к примеру, два года назад я писала о некоторых фактах из своего лета так.

Что надо сделать. 

  • Создать в своей электронной тетради сообщение на тему "Как я провёл лето". Обращаю внимание: это именно тема, а не заголовок сообщения. 
  • В содержании сообщения необходимо описать несколько фактов своей летней жизни, проанализировав их с точки зрения понятий, явлений, процессов, изученных в курсе обществознания в 10 классе.  
  • Количество фактов, которые вы будете использовать для анализа, не ограничено, а вот количество тем должно быть не менее двух! 
  • Заголовок сообщения должен включать краткое название фактов и тем, которые вы раскрываете с помощью фактов.
  • Ещё одно условие. В своё сообщение вы должны включить упражнение (одно, но можно и больше, если есть желание) на проверку знаний по той теме курса, которую вы раскрываете в своей работе. Формат упражнения любой, используем сервис LearningApps.

Если вы выбираете работу в этом формате, то ссылку на своё сообщение оставляете в комментарии. Срок выполнения задания — 2 недели, до 19 сентября 2016 г. (включительно). Если что-то неясно, спросить можно здесь же, или другим доступным способом.

С критериями оценивания можно познакомиться в таблицах (именно в них я буду позже проставлять баллы за ваши работы).
  • Критерии оценивания работ по кейсам >>>
  • Критерии оценивания работ "Как я провёл лето" >>>
_____________________________________________
Добавлено 18.09.2016. 9.30
Осталось меньше двух дней до окончания срока приёма работ. Начала проверку. Процесс этот не быстрый, но к четвергу следующей недели мне надо сдать отчёт, так что должна закончить. Видела ещё несколько работ в ленте, но ссылки в комментарии не добавлены: пожалуйста сделайте это. Крайне неудобно собирать ссылки на ваши работы из разных мест.

Несколько выводов после проверки первых десяти работ.
  • Совершенно необязательно писать большой текст, чтобы набрать максимальный балл. достаточно посмотреть работу +Ксения Илларионова: текста мало, но каждое слово в точку. И всё чётко по критериям.
  • Очень многие выбирают в качестве задания кроссворд, но крайне вольно обращаются с формулировкой вопросов к нему: где вы видели такие кроссворды?
  • Будьте внимательны к своей речи и оформлению: зачем терять баллы по глупости?
  • Большинство выбирают формат сочинения (это более простой путь), задание по кейсам (а это более сложный) выполняют, в основном, ученики 11Б класса. Есть какая-то причина? Просто любопытно.
________________________________
Добавлено 18.09.2016. 17.00
Проверила, оценила и прокомментировала ещё десять работ. Поскольку не уверена, что смогу прокомментировать каждую из оставшихся (хотя буду стремиться к этому), хочу обратить внимание всех, до чьих работ ещё не добралась, на следующие моменты.
  • В большинстве работ присутствует умелый отбор фактов и их соотнесение с темами курса. То есть, стартовые условия отличные, и работы могли быть великолепными. Но только вот дальше начинаются неприятности.
  • Описание фактов зачастую приведено на обыденно-житейском уровне. Многим работам недостаёт теоретического осмысления приведённых фактов.
  • Речь часто примитивна, заспамлена. 
  • Ощущение такое, что большинство из тех, кто выбрал тему "Как я провёл лето", восприняли её буквально и выдали мне сочинение в стиле ученика начальной школы. Вы всерьёз думаете, что так можно будет писать на ЕГЭ?
  • Задача работы была в том, чтобы научиться иллюстрировать понятия, процессы, явления курса примерами из современной социальной реальности и личного опыта. Примеры есть. Но они ничего не иллюстрируют.
  • Кроссворды ужасны. Просто вырванные из контекста фразы с пропущенными словами: это не задания для кроссворда.
  • Работы по кейсам в целом лучше, чем сочинения (хотя они изначально сложнее), но и в них тоже недостаточно теории.
  • У вас были ссылки на работы прошлых лет: кто мешал посмотреть лучшие тексты? Такое ощущение, что это сделали единицы. Остальные пишут просто ради того, чтобы написать и не получить "двойку". Потому как у Марии Николаевны рука не поднимается поставить "два" даже за откровенно слабую работу, если она щедро приправлена эмоциями и впечатлениями: я искренне радуюсь за вас. Но моя радость была бы во много крат сильнее, если бы вы внимательно читали задание, критерии оценивания, и действовали в соответствии с ними. Я знаю, вы можете больше чем то, что сделали.

110 комментариев:

  1. Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  2. Сочинение http://99kseniya.blogspot.ru/2016/09/blog-post_10.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  3. Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  4. Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  5. Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  6. Сочинение: http://lerochkabeloysova.blogspot.com/2016/09/blog-post_16.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  7. Ответы
    1. Это не четвёртый, а второй кейс ;-)

      Удалить
    2. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  8. Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  9. Сочинение: http://innoken.blogspot.com/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  10. Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  11. http://dsivovolova.blogspot.ru/2016/09/2.html?m=1
    Кейс номер 2

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  12. http://thishate01.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  13. Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  14. Сочинение http://laguta18.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  15. сочинение http://skibovaleria.blogspot.com/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  16. Сочинение http://moiatetrad.blogspot.ru/2016/09/blog-post_48.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  17. Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  18. Кейс№2: http://orlova0989.blogspot.com/2016/09/2.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  19. Сочинение: http://shestakovamasha.blogspot.ru/2016/09/blog-post_10.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  20. Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  21. Работа Александры Нарской http://alexandranar.blogspot.ru/2016/09/blog-post_14.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  22. сочинение http://valeriyas1909.blogspot.ru/2016/09/blog-post_18.html

    ОтветитьУдалить
  23. http://alenavmaline.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html кейс №4

    ОтветитьУдалить
  24. Сочинение http://skinnywhitep1mp.blogspot.com/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  25. Кейс №3. http://electronnaiatetradsha.blogspot.ru/2016/09/3.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  26. Сочинение http://maryasmagina.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  27. http://obshestvoznanir.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  28. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

    ОтветитьУдалить
  29. http://golubdarya.blogspot.ru/2016/09/blog-post_18.html кейс №4

    ОтветитьУдалить
  30. Сочинение: http://maryustim.blogspot.ru/2016/09/blog-post_18.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  31. Сочинение: http://artemtyurin.blogspot.ru/2016/09/blog-post_18.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа проверена, оценена, прокомментирована.

      Удалить
  32. Сочинение https://nazhimovdaniil.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  33. Сочинение http://hetfield8822.blogspot.ru/2016/09/blog-post_18.html

    ОтветитьУдалить
  34. Сочинение: http://9011999.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  35. Сочинение http://bazukii174.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  36. http://lovely480.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html
    кейс № 4

    ОтветитьУдалить
  37. Ссылка на сочинение http://itwas2ez4rtz.blogspot.ru/2016/09/blog-post_42.html Ткача Владислава

    ОтветитьУдалить
  38. Сочинение http://tetradevgenyaderkach.blogspot.com/2016/09/blog-post_18.html?spref=bl

    ОтветитьУдалить
  39. Сочинение http://angdemi.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  40. http://vladimiryui.blogspot.com/2016/09/blog-post_8.html
    Сочинение

    ОтветитьУдалить
  41. Сочинение: http://lutsukvaleria.blogspot.ru/2016/09/blog-post_18.html

    ОтветитьУдалить
  42. http://yakupilbaton228.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html
    сочинение

    ОтветитьУдалить
  43. Сочинение: http://andrewkaz.blogspot.ru/2016/09/blog-post_18.html

    ОтветитьУдалить
  44. Сочинение: http://mordlarinf.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  45. Сочинение http://electronnaya.blogspot.ru/2016/09/blog-post_19.html

    ОтветитьУдалить
  46. Кейс №2: http://deepmystery149.blogspot.ru/2016/09/2.html

    ОтветитьУдалить
  47. Сочинение Вигерич Екатерины http://catalimavig.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  48. Сочинение http://meihdjfyrbxhj.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  49. Кейс №3: http://butakovamariawriting-book.blogspot.ru/2016/09/3.html

    ОтветитьУдалить
  50. Сочинение http://mishabyzov.blogspot.ru/2016/09/blog-post.html#comment-form

    ОтветитьУдалить
  51. сочинение http://tamaleeeeeeee.blogspot.ru/2016/09/blog-post_19.html

    ОтветитьУдалить
  52. Сочинение https://zlatasurova.blogspot.ru/2016/09/blog-post_19.html

    ОтветитьУдалить
  53. сочинение https://www.blogger.com/blogger.g?blogID=5583970242972877472#editor/target=post;postID=8331117549871822736;onPublishedMenu=overview;onClosedMenu=overview;postNum=0;src=postname

    ОтветитьУдалить
  54. Сочинение http://marinayurina.blogspot.ru/2016/09/blog-post_19.html

    ОтветитьУдалить
  55. Сочинение
    http://elektronnaya-tetrad.blogspot.ru/2016/09/blog-post_19.html

    ОтветитьУдалить
  56. Сочинение http://nouveaucahier.blogspot.ru/2016/09/blog-post_19.html

    ОтветитьУдалить
  57. Кейс 4. No smoking!
    https://docs.google.com/document/d/1mJ8e9FbL3jsAErjLsXNuDOQ4-ue_a95BVpe1mYd9JZU/edit

    ОтветитьУдалить
  58. http://brukvaliz.blogspot.ru/2016/09/blog-post_0.html?m=1
    Сочинение

    ОтветитьУдалить
  59. http://galnykina.blogspot.ru/2016/09/blog-post_5.html

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...