воскресенье, 20 сентября 2015 г.

Из истории общественной мысли

Параграфы со 2 по 4 профильного учебника по обществознанию посвящены изучению основных вех в истории философской мысли. Ограниченность учебного времени позволяет изучить материал темы лишь обзорно. Думая над тем, как сделать ваши знания по этой теме более глубокими, я наткнулась на книгу Джеймса Гулливера Хэнкока "Художники, писатели, мыслители, мечтатели". В ней автор приводит 50 иллюстрированных портретов, в которых через простые рисунки показана жизнь знаменитых людей, их привычки, увлечения, известные цитаты и т. п. Кто-то из вас брал книгу (она постоянно лежит у меня на столе) полистать, посмотреть, как сделаны иллюстрированные портреты. Каждый из вас может посмотреть информацию о книге на сайте издательства. Обратите внимание: на сайте размещены примеры разворотов книги. если Вы нажмёте на кнопку "Читать", то загрузятся ещё несколько разворотов. Кроме того, один разворот вы можете получить на свою электронную почту.

Именно при чтении этой необычной книги у меня родилась идея: совместное создание иллюстрированного справочника по основным персоналиям истории общественной мысли. Отсюда — домашнее задание для учеников 10Б и 10В классов, изучающих обществознание на профильном уровне.

Создать иллюстрированный портрет одного из мыслителей, философов, изучаемых в курсе обществознания.

Содержательные требования

Созданный конспект должен включать в себя:
  • портрет;
  • имя;
  • период истории (век, можно годы жизни);
  • страна;
  • цитата;
  • основные идеи, взгляды, вклад в историю общественной мысли.
Остальное — на Ваше усмотрение. Однако помните: нам интересен именно такой материал, который вы после могли бы использовать, к примеру, в эссе. Поэтому, если вы захотите включить в свой конспект какие-то интересные факты из жизни выбранного вами мыслителя, подумайте, каким образом эта информация может пригодиться всем вам в процессе изучения курса обществознания.

Список персоналий для самозаписи находится в документе. Доступ предоставлен всем, кто своевременно и правильно внёс в форму свои данные. Остальные — заполняют форму и стучатся в документ самостоятельно.

Технические требования

Способ создания иллюстрированного портрета — на Ваше усмотрение. Вы можете полностью нарисовать его сами, сделать вручную коллаж, или воспользоваться цифровыми способами: начиная от рисунков Google (на Диске Google: Создать/Ещё/ Google рисунки), заканчивая любыми графическими редакторами, которыми вы умеете пользоваться. Главное — содержание, хотя и облачённое в красивую и удобную в использовании форму. Единственное требование технического характера — созданный портрет должен быть сохранён в формате картинки (jpg, png). То есть, если вы создаёте портрет вручную, по окончанию работы вы его сканируете или фотографируете (только помните, что качество получаемой картинки должно позволять всем свободно читать размещённую на ней информацию, а потому не экономьте на пикселях и килобайтах). А если вы создаёте цифровой вариант портрета, он должен быть сохранён в одном из этих форматов.

Созданный портрет загружается в Google-фото, а ссылка на изображение вносится в ту же таблицу самозаписи.

Так как ещё нет постоянного расписания, плюс мы идём разными темпами с разными классами, точного единого срока в виде даты, до которой должна быть выполнена работа, не назову. Ориентируйтесь, что вы должны выполнить задание до конца изучения темы.

Если есть вопросы, их можно задать в комментариях к этому сообщению.

После появления первых работ,это сообщение будет дополнено — следите за обновлениями.

Всем творческих успехов!
_____________________________

Добавлено 4 октября 2015 г.
В таблице появляются  первые иллюстрированные портреты. Они прекрасны, а их авторы — молодцы! Обратите внимание: каждый из тех, кто выложил свою работу в числе первых, получил от меня комментарий: как можно её улучшить. По большей части это чисто технические моменты. Конечно, предметом оценивания является содержание созданного вами портрета. Но ведь мы создаём их не ради оценки, а для пользы дела. Чтобы лучше усвоить отдельные этапы истории общественной мысли. Чтобы и после завершения темы каждый из нас мог всегда обратиться к этим работам для повторения материала. А потому убедительная просьба ко всем: давайте сделаем ещё и красиво!

Основные проблемы уже опубликованных работ.

  • Неверно взятая ссылка на работу. Должна открываться сама фотография, отдельно, а не в папке на Google-диске или Google-фото.
  • Неудачно выбранный шрифт — тип, размер, из-за чего отдельные фрагменты работы плохо читаются.
  • Маленький итоговый размер (по весу и пикселям) фотографии, что тоже затрудняет чтение информации на ней.
У всех, выполнивших работу, есть ещё время поправить, а те, у кого она ещё в процессе, должны обратить внимание на эти замечания, чтобы не совершать их самим.

В начале документа, куда мы собираем ссылки, я кинула клич: давайте поддержим друг друга и оценим понравившиеся вам работы. Вы можете оставить содержательный (не "Круто!"/"Клёво!" и т. п., а именно по содержанию конспекта) комментарий к работе (там же, где это делаю я, просто ответить на мой комментарий к конкретной работе) или подарить звезду. Это очень важный момент в вашей деятельности, таким образом вы развиваете у себя рефлексивные умения. Я готова отдельно поощрить отдельных учеников за этот аспект работы.

Кроме того, решила дать ещё одно необязательное задание в рамках этой работы с возможностью получить отдельную оценку за него. В пятницу +Ксения Кононова выложила свою работу (к слову, ссылка взята неверно). Работа прекрасна: и по содержанию, и с точки зрения технического качества. Но! Там есть одна мощная содержательная ошибка. Мне она сразу бросилась в глаза (уж очень яркий и узнаваемый образ использован, что оказалось достоинством работы с точки зрения ассоциативного мышления, но слишком явным с точки зрения содержания), мы с Ксенией тут же проверили мои подозрения, убедившись, что они оказались не беспочвенными. Я попросила Ксению исправить эту ошибку. Но, пока она этого ещё не сделала, у вас есть шанс найти её и написать мне. Готова оценить первых три развёрнутых содержательных ответа.
_________________________

Добавлено 14 октября 2015 г.
Оценки поставила ещё в выходные. Две работы, набравшие наибольшее количество звёзд — работы +Ангелина Демьянова и +Ксения Кононова — отмечены дополнительно. Это действительно очень хорошие работы. Самые интересные работы опубликовала в отзыве на книгу Хэнкока.

Доступ к таблице оставила на просмотр — помните, что там содержится много полезной для вас информации. Но если кто-то захочет туда добавить что-то ещё, стучитесь, открою для редактирования. Потому как решила сделать это задание постоянным. В курсе обществознания нам предстоит изучить ещё много персоналий. И если у вас есть желание сделать по ним скетч, это было бы здорово! Готова оценивать отдельно такие работы. К пополнению нашего справочника иллюстрированных портретов могут присоединиться и ученики других классов.

Кстати, +Ксения Кононова в рамках подготовки к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию уже сделала скетч по М. Бакунину.
Не знаю, чем был обусловлен её выбор: возможно, строчкой из стихотворения М. Волошина "Бакунину потребен Николай...", фрагмент которого мы обсуждали на уроке по истории общественной мысли России. Получилось здорово, спасибо, Ксения.

4 комментария:

  1. Мария Николаевна, уже очень давно заглядываюсь на это задание!
    Ещё когда впервые увидела книгу Д.Г. Хэнкока, я захотела сделать что-то подобное, да только подходящего случая не представилось.
    Так что немного завидую нынешним десятиклассникам, что Вы предложили им именно такой формат работы.
    К тому же, тема подобрана идеально — она содержит немалый список имён исторических деятелей. Сразу вспомнила, как в своё время делала два самых сложных конспекта за всю историю моей электронной тетради.

    И вот любопытство привело меня к документу, который, к счастью, открыт в общем доступе. Работ пока что немного, но есть качественные: интересные по содержанию, аккуратные в оформлении, с запоминающимися образами (просто находка для визуалов!). А ведь всё это, как Вы уже отметили, прекрасный материал для эссе.

    Поэтому благодарю Вас за идею и десятиклассников за её воплощение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, Вы не представляете, как мне приятно видеть, что кто-то интересуется работами других классов/параллелей. Если хотите, дам доступ к документу другого уровня (на комментирование — если есть что сказать авторам, или на редактирование — если просто хотите подарить звёзды).

      Идею этого задания вынашивала целый год — с того дня, как купила книгу Хэнкока. Вот придумала. Теперь другие заботы:
      1. Как собрать теперь все работы "в кучку", чтобы обеспечить удобную с ними работу любого ученика. оставить так, как есть (всё же в таблице они в том порядке, как в учебнике представлены), либо сделать каталог по алфавиту? И где это сделать? Раньше было проще: были веб-альбомы Picasa, где можно было сделать альбом, у которого было бы много авторов. Сейчас не могу подобрать подходящий сервис (только если папка на Диске Google с правом совместного редактирования: но ведь не все делают в рисунках Google.

      2. Что дальше? Специфика профильного курса такова, что в 1 главе учебника 10 класса только часть мыслителей представлена. Но ещё много имён даются позже — в соответствующих их вкладу темах. Хочется продолжения этого иллюстрированного справочника персоналий. Вот думаю, сделать пополнение его новыми работами постоянным дополнительным заданием на дополнительную оценку?

      А работы мне тоже очень нравятся. Только вот с замиранием сердца жду: найдётся ли кто-то, кто нарисует всё сам, вручную, не ограничившись коллажем.

      Удалить
    2. Мария Николаевна, для ручной работы нужны особые навыки. Я бы не смогла нарисовать сама при всём своём желании, понадобилось бы уговаривать знакомых художников. Но, думаю, и в электронном формате, при всей его ограниченности, можно создать нечто особенное.

      Удалить
    3. Даша, Вы правы: не каждый может рисовать вручную. Тем более, здесь не просто рисунок. тут нужна и концепциия, и содержание. Но и коллажи, созданные в электронном варианте, очень радуют, когда я вижу попытку через рисунки передать содержание, именно визуализация информации, перевод вербального в визуальное.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...