среда, 8 апреля 2020 г.

Прокачаем кабинет и урок обществознания. Промежуточная аттестация за курс 10 класса. Часть 2

Взято с этой доски задач
Вот такой записью на своей доске задач два года назад отреагировала одна из групп. Но обратите внимание — этот стикер находится в колонке "Готово". То есть группа справилась (и очень успешно!) совсеми заданиями аттестации. Значит, и у вас всё получится. А я по возможности буду вам помогать. Тем более, мне очень приятно видеть, как активно заполняется таблица самозаписи: очень быстро началось формирование групп в 10А классе, потом подтянулся и 10Б, есть уже группы смешанного состава (в одной группе ученики из разных классов). Удивительно только то, что почти все группы однородны по гендерному составу.  Помните, что до Юрьева дня вы ещё можете изменить составы групп (это одна из причин, по которой я не создаю пока страницы групп на сайте), но в любом случае при заполнении таблицы надо учитывать следующее:
  • вписывать группы подряд, не пропуская: номер группы никак не связан с порядковым номером выступления на устной части,
  • сразу заполнять всех троих участников все три адреса электронной почты (и вписывать их без ошибок), 
  • работать аккуратно и не сносить то, что написано другими,
  • стремиться к единообразию записей (вот сейчас я вижу, что некоторые адреса даны ссылками, а границы ячеек снесены, будьте добры привести в порядок записи своей группы),
  • не забывайте, что до конца недели вы должны заполнить все ячейки, что выделены цветом (я понимаю, что вы ждали этого сообщения, чтобы делать доску задач, но класс свой вы тоже не знаете?),
  • если вдруг что-то нечаянно удалили, откатить таблицу до предыдущей версии (я ведь через историю просмотров прекрасно вижу, кто и что пишет в таблице).

Если группа уже создана, самое время задуматься о планировании своей деятельности по подготовке к аттестации. Идея формата планирования возникла у меня несколько лет назад из мастер-класса преподавателя  из Самары Ольги Фёдоровны Брыксиной "Инструменты менеджмента в образовании: учим ли мы школьников управлять своей деятельностью?" И правда: учим ли? Много ли вы можете вспомнить ситуаций в процессе своего обучения, когда вас ориентировали не только на конечный результат, но и на процесс его достижения, планирование и самоконтроль?
Слайд из презентации О. Ф.  Брыксиной 
Мне бы хотелось, чтобы в рамках подготовки к промежуточной аттестации, вы научились планировать свою деятельность на основе многозадачности (я предполагаю, что многие из вас пока находятся в растерянности, пытались осмыслить, как справиться с предложенным в рамках аттестации объёмом заданий), смогли осуществлять промежуточный контроль (что сделано, что ещё предстоит сделать, насколько вы укладываетесь в определённые вами же сроки выполнения конкретной задачи и т. п.), а также анализировать результаты своей деятельности. Это крайне важные регулятивные умения, которые необходимы вам для дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Слайд из презентации  О. Ф.  Брыксиной 
Инструментов планирования и контроля, активно используемых в менеджменте организаций существует сегодня немало. В рамках промежуточной аттестации я остановила свой выбор на сервисе Trello. Причин этому несколько.
  1. Простота работы с сервисом: удобный интерфейс, интуитивно понятные функции.
  2. Отсутствие необходимости отдельной регистрации на сервисе: он прекрасно интегрируется с аккаунтом Google, который есть у каждого, а сам сервис подключен к нашему корпоративному домену. Более того, сервис позволяет работать с отдельными приложениями Google: в частности, с диском Google. Доступ к нему вы получаете из своего аккаунта в домене @gymnasia23.ru
  3. Наличие мобильного приложения для iOS и Android. Два года назад я установила его сразу же и ни разу не пожалела
  4. Возможность коллективной работы в сервисе: т. к. в рамках аттестации вы работаете в группах, создавая свою доску-планировщик, все члены группы могут добавлять новые и редактировать имеющиеся задачи.
  5. Отсутствие необходимости сохранять то, что создаётся в сервисе: все изменения сохраняются автоматически, что снимает риск их утраты.
  6. Дополнительные функции, которые упрощают планирование и контроль: комментарии, сроки выполнения каждой задачи, метки и т. п.
Как начать работу? Я подготовила небольшую презентацию-обзор



Вы можете также воспользоваться руководством пользователя, открыв его прямо на сервисе.
Обратите внимание: на группу создаётся одна доска: то есть, первоначально кто-то из участников группы авторизуется на сервисе, создаёт команду, приглашает туда других участников группы (и меня!), а затем вся группа работает с доской совместно весь полуторомесячный период подготовки к промежуточной аттестации. Если вы сможете превратить свою доску в реальный планировщик множества задач, которые предстоит выполнить вашей группе для успешного прохождения аттестации, это будет здорово!

Возможности сервиса позволяют индивидуализировать внешний вид доски (фон, списки, метки, работа внутри карточек и т. п.): верю, что каждая группа сможет настроить свою доску так, чтобы она стала реальным помощником. В предыдущие годы, были группы, которые почти сразу приходили к необходимости правил работы с доской задач и совместно создавали эти правила в отдельном документе, а потом следовали им. Помните, в рамках аттестации ваши процессы я оцениваю не по перепискам Вконтакте (если вы до сих пор не поняли, я там только котов лайкаю и в ёлочку играю, ну, в общем, это моя личная среда, которую я всеми силами пытаюсь отделить от профессиональной), а по тому, что у вас на доске задач (в карточках, в комментариях), в документах и на сайте.

Теперь давайте подумаем над тем, какие стикеры-задачи необходимо разместить на доске. На первый взгляд, один стикер — это одно из заданий аттестации. Но не всё так просто. К примеру, Вы начинаете работать над подготовкой цифрового ресурса. Что вам необходимо сделать для этого?
  1. Отобрать содержание, которое вы будете визуализировать в цифровом ресурсе.
  2. Выбрать формат визуализации. Каким будет ваш цифровой ресурс? Какими онлайн-сервисами или программами вы будете пользоваться?
  3. Организовать работу по созданию ресурса, распределить функционал между участниками группы.
Это лишь возможный вариант некоторых промежуточных этапов по созданию цифрового ресурса. И каждый из них требует обсуждения, а значит, отдельной карточки. Причём, какие-то задачи вы сможете обсуждать в комментариях внутри карточки, а для каких-то потребуется создание отдельного Google-документа для обсуждения (и его прикрепления к соответствующей карточке). Хотя функционал сервиса позволяет идти и путём крупных задач, которые на более мелкие вы разобьёте внутри карточки с помощью чек-листов. В общем, здесь решать вам самим. А ещё каждый год бывают группы, которые создают задачи по чтению моих постов в блоге и выделению из них ключевых моментов, фиксируя то, что надо сделать, в чек листах (пишу я быстрее, чем вы читаете, пишу много, а вы не любите читать длинные тексты, а потому это довольно актуальная для многих задача, как мне кажется).

Работа с доской задач является одним из объектов оценивания в рамках промежуточной аттестации. Что и как будет оценено? Я создала таблицу, в которой будет происходить оценивание. Сейчас там пока только критерии оценивания доски задач, по мере публикации описания других заданий, в таблицу добавятся и другие критерии. 

Я также буду дублировать критерии по отдельным заданиям с комментариями-уточнениями по отдельным критериям. Зная заранее, что и как будет оценено, вы сможете сверять свою работу с требованиями к ней.

Итак, что и как будет оцениваться в работе с доской задач? 
  • Всем членам группы дано право редактирования доски (0—1)
  • Для оперативности решения задач используются технологические возможности рисунка (документа, таблицы, презентации) (0—1—2). Прикрепляются файлы, оставляются комментарии, создаются чек-листы, есть система меток и др.
  • Стикеры "доски задач" содержат описание деятельности, имеющей содержательную и/или временную завершённость (0—1—2). Здесь важно, чтобы шло описание деятельности: обсуждение идеи пособия для кабинета, поиск дополнительной литературы, составление плана работы над пособием, выбор сервиса для создания цифрового ресурса, подготовка устного выступления и т. д. Формулировки должны быть конкретными, измеряемыми, проверяемыми, оцениваемыми.
  • Доска задач имеет определённую структуру   (0—1). Оценивается выделение категорий (списки, метки), организация структуры доски, наличие правил её ведения (общих или под конкретную задачу).
  • В работе с доской участвуют все члены группы (0—1). Все члены группы обсуждают поставленную задачу, способ её решения. Причём, это обсуждение может идти как в комментариях к карточке, так и в документе, специально созданном под задачу и прикреплённом к карточке
  • Комментарии участников касаются сути проблемы, лаконичны и конструктивны (0—1—2). Учитель разделять личное и деловое общение.
  • Зафиксированы сроки завершения решения каждой задачи и зоны ответственности членов группы (0—1—2). Всё это позволяет делать функционал сервиса: наглядно видно, к какому сроку должна быть выполнена каждая задача. По ответственным. Если за конкретную достаточно узкую задачу отвечает один участник, можно просто добавить его на карточку. Если задача разделена на части, и по каждой части разные ответственные, их можно прописывать в чек-листах (написали позицию чек-листа, в скобках указываете ответственного).
  • Работа с доской ведётся систематически (01). Главное правило работы не только с доской, но вообще на весь период подготовки к аттестации: лучше 15 минут каждый день, чем бессонные ночи накануне дедлайна. Через меню доски легко видно, когда совершались последние действия на доске, и что это были за действия.
  • Результаты деятельности группы фиксируются на доске задач (0—1—2). Стикеры переносятся в соответствующий список по мере изменения статуса задачи: в плане, выполняется, завершена, срок выполнения отмечается, приводятся ссылки на документы с обсуждением или готовые продукты.
  • Степень активности участника группы в работе с доской задач (0—1—2—3). Оценивается через действия в меню доски: по созданным карточкам, участию в наполнении их содержанием, наличию содержательных комментариев.
Обратите внимание: все критерии, кроме последнего, являются общими, то есть, все участники группы получают по ним одинаковые баллы. Исключение если участник не работает с доской задач совсем, либо его вклад ничтожно мал, тогда 0 баллов проставляется как в общих, так и в индивидуальных критериях.

Каждый год находится группа, которая критерии оценивания по каждому заданию делает самостоятельной карточкой, приписывая их в чек листе (каждый критерий отдельной позицией). И в процессе работы проверяет себя на соответствие критериям, отмечая позиции в чек-листе. Тоже вариант.
Ссылка на созданную группой доску со всеми настройками доступа должна быть добавлена в таблицу самозаписи (в соответствующую колонку) не позднее 10 апреля 2020 г.). Совсем не обязательно создавать все задачи сразу: к примеру, на моей доске только задачи на ближайшую неделю (но я постоянно работаю с доской: добавляю новые задачи, перемещаю карточки из одного списка в другой, работаю с чек-листами).

Если есть вопросы, задавайте их в комментариях. Если кому-то важна именно инструментальная составляющая, можно попробовать обсудить в Zoom в режиме доступа к экрану, я понажимаю при вас кнопки на своей доске, чтобы показать отдельные функции (правда, при всей своей технологической продвинутости, не могу пока считать себя уверенным пользователем Zoom). Кстати о Zoom: как вариант, вы же можете собирать конференцию по обсуждению какой-то задачи командой, записывать её (есть такая опция), а потом прикреплять эту запись к соответствующей задаче карточке. Хотя есть и другое решение: в улучшениях доски добавить HangoutsChat  это приложение у нас тоже подключено к пакету сервисов домена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...