понедельник, 9 апреля 2018 г.

Читаем и размышляем. Промежуточная аттестация за курс 10 класса. Часть 4

Началась вторая неделя с объявления старта подготовки к аттестации. Радует, что почти все ученики, выходящие на аттестацию, объединились в группы, я раздала почти целую полку книг из нашей домашней библиотеки (кому ещё какие книги принести, пишите), некоторые группы поступили разумно, сразу создав папку группы на Диске Google, большинство групп уже создали свои доски задач (сообщение, посвящённое этому виду активности, лидирует по количеству просмотров) и даже что-то там пытаются делать. Картинка дня:
По возможности просматриваю вашу активность на досках, оставляю комментарии там, где вижу необходимость какого-то своего вмешательства и радуюсь, когда вижу обратную связь на свои комментарии — как в виде ответов на них, так и в виде конкретных действий. Не молчите, пишите, какая нужна помощь (просто упомянув меня в комментарии к соответствующей задаче — так я быстрее увижу и отреагирую). 

Периодически я буду отмечать лучшие образовательные результаты отдельных учащихся, поощряя их текущими отметками "отлично". Работа ученика, претендующего на получение этой отметки за активность по подготовке к промежуточной аттестации, должна отвечать следующим критериям: 
  • Оцениванию подлежит только содержательная активность, то есть, тематически связанная с изучаемым в курсе обществознания материалом. То есть, если активность носит в большей степени технический характер (освоил новый сервис, встроил какой-то объект на страницу сайта) и не влечёт за собой качественной работы с содержанием, то могу только похвалить, но отметку не поставлю (могу лишь походатайствовать перед учителями информатики). 
  • Оцениванию подлежит активность, воспроизводимая другими участниками. То есть, это опыт, который можно и нужно брать на вооружение и другим ученикам/группам при работе над своим материалом. 
Цитата традиционно оформлена здесь
Ну, а теперь к основному содержанию поста. Сегодняшнее сообщение будет посвящено ещё одному заданию в рамках промежуточной аттестации — цифровому ресурсу. Напомню, что вы должны создать цифровой ресурс, визуализировав в нём содержание созданного группой текста. Из предыдущего сообщения вы знаете, что в текст каждой группы будут упакованы смыслы сразу нескольких проблем/тем обществоведческого курса, эти смыслы будут раскрыты на материале книги, аргументированы теоретически и фактически. Думаю, что и объём у этих текстов получится не на страничку😏. А потому цифровой ресурс, который создаст группа, должен содержать лишь основные идеи текста, представленные в наглядной форме. Чтобы любой, кто посмотрит ваш цифровой ресурс, смог заинтересоваться книгой, по которой вы работали и освежить свои знания по проблемам/темам, выделенным из неё. Когда вы пишете текст, вы задействуете свой вербальный, логический интеллект. Создавая цифровой ресурс, вы развиваете другой вид интеллекта — визуальный. Рекомендую вам посмотреть презентацию на эту тему (в ней, помимо прочего, представлены возможные способы визуализации информации, возможно, вы захотите воспользоваться каким-то из них). Презентация, правда, сделана для учителей (автор — замечательный педагог, методист из Владивостока +Инна Юдина), но вы все взрослые люди, там нет ничего, что нельзя было бы понять вам. Ну, и потом, если есть вопросы, я открыта и доброжелательна.


Помните, что главное техническое условие — ресурс должен быть размещён в интернете и встроен на страницу сайта (или дана ссылка на него — к сожалению, не все цифровые объекты можно красиво встроить на платформу Google-сайта). Ниже приведу небольшой список сервисов, с помощью которых вы можете создать свой ресурс. Я не включаю в список сервисы Google: думаю, вы и без меня знаете, для каких целей их можно использовать и как с ними работать.



Сервисы для создания/хранения презентаций
Да-да, можно просто сделать презентацию. Как на компьютере, а потом "залить" её на один из множества сервисов, чтобы разместить на своей странице сайта, так и воспользоваться для создания каким-то онлайн-сервисом. Вот лишь несколько из них.
  • DocMe. Очень удобный сервис для публикации, хранения, чтения документов, идеален для новичков в силу своей удивительной простоты в освоении. Инструкция с примерами. Поддерживает форматы PDF, TXT, DOC, XLS, PPT. Для входа достаточно иметь аккаунты вКонтакте, Google, Яндекс, Рамблер, LiveJournal, Mail.Ru.
  • Calameo. Еще один простой сервис с аналогичными функциями. Главная особенность состоит в том, что, загрузив документ, можно эффектно оформить его с помощью фона для просмотра (можно воспользоваться готовыми или загрузить свою картинку) и сопровождающей музыки. Инструкция. Можно работать с сервисом, используя свой аккаунт в Facebook.
  • SlideShare. Сервис англоязычный, но, думаю, для большинства из вас это не проблема. Да и пошаговая иллюстрированная инструкция делает его освоение предельно простым (онлайн-переводчики тоже неплохо справляются с англоязычными сервисами). Как и в случае с предыдущим сервисом, возможен вход через  аккаунт в Facebook.
  • SlideBoom. Еще один англоязычный сервис. Главное его достоинство состоит в том, что при просмотре загруженной презентации будут сохранены анимация, звук, триггеры. Видеоинструкция. Можно загрузить презентации, выполненные в PowerPoint, OpenOffice, NeoOffice, StarOffice, Lotus Symphony.
  • Prezi. Определила сервис в эту группу, хотя он кардинально отличается от остальных. Во-первых, презентации не загружаются на сервис, а создаются прямо в онлайн-режиме (возможна совместная работа). Во-вторых, созданная презентация имеет отличный от привычного всем вид - она нелинейна. В создаваемую презентацию можно вставлять изображения, файлы, видео (через сервис YouTube). Краткая инструкция для начинающих работать с сервисом, а также обучающий блог (правда, и то и другое созданы давно, интерфейс с тех пор поменялся, но принцип понять можно)

Несколько полезных ссылок в помощь тем, кто хочет совершенствоваться в создании презентаций.
  • Алексей Каптерев. Смерть через PowerPoint >>> (это больше пригодится даже не для создания цифрового ресурса, а для подготовки к устной части)
  • Много разных иконок для презентаций >>>


Сервисы для создания "облака слов".
Их очень много. Мой любимый  Wordle.  Очень простой сервис, даже регистрироваться не обязательно. Подробную инструкцию можно посмотреть здесь. Для работы с сервисом требуется наличие подключаемого модуля JavaScript.
Конечно, с помощью "облака слов" вам вряд ли удастся полноценно визуализировать содержание. Однако, можно использовать его, к примеру, для создания какого-то слайда в презентации или будущего оформления страницы сайта.

Сервисы для создания электронных книг.
  • ToonDoo. Здесь можно создать комикс. Помню, с каким трудом осваивала этот сервис почти четыре года назад, даже подробная иллюстрированная инструкция не помогла. Но зато мне очень нравится результат, которого можно достичь — книга с комиксами, либо просто отдельные комиксы.
Разумеется, это далеко не полный перечень возможных вариантов. После того, как несколько лет назад я впервые начала работать со скрайбингом (в этом году, к сожалению, не удалось сделать скрайбинг-сессию, много уроков пропало), ежегодно находятся те, кто использует на промежуточной аттестации эту форму. Но вдруг кто-то захочет освоить этот способ визуализации самостоятельно. Сообщения по ярлыку "Скрайбинг" — здесь и в основном блоге — вам в помощь. Можно сделать инфографику (вот здесь отличная презентация — автор +Инна Юдина — на эту тему; вам нужны слайды, начиная с 12 по 18 и с 27 по 31). Скетч (нарисованный вручную или цифровым способом)? Пожалуйста (я сама уже несколько лет все конспекты на профессиональных мероприятиях дела в виде скетчей)! Главное, чтобы выбранное вами средство позволило раскрыть заложенное в него содержание.

Ищете сервис для визуализации информации, но ни один из перечисленных вам не подходит? Возможно, вы найдёте подходящий на сайте ЧУДЕСА Web 2.0. Этот сайт посвящён возможностям использования социальных сервисов в образовании.

А вообще сервисов для визуализации информации огромное количество. Постоянно появляются новые, за всем уследить не могу (вот сейчас, к примеру, осваиваю сервис для создания квестов Learnis и сервис для создания учебного видео edpuzzle). Ведь всё это не более чем инструменты для решения конкретных задач. Но если вы владеете различными инструментами, то в будущем легко сможете подбирать инструмент под конкретную задачу.

По критериям оценивания (уже добавила их в общую таблицу). 
  • Содержание ресурса соответствует учебному материалу, выделенному из книги и раскрытому в тексте (0—1—2 балла). Помните, что цифровой ресурс визуализирует написанный вами текст!
  • Ресурс наглядно и доступно визуализирует выделенные из книги проблемы/темы (0—1—2—3 балла). Нет перегруженности текстом, использованы яркие и понятные любому образы, символы.
  • В ресурсе минимализированы лишние и ненужные детали (0—1 балл). Цифровой ресурс не должен повторять текст, он должен дать возможность любому вспомнить учебный материал, о котором идёт речь. Кроме того, он должен вызвать желание внимательно ознакомиться с вашим текстом, узнать подробнее о том, что представлено в сжатом виде.
  • Ресурс не содержит содержательных ошибок и неточностей (0—1—2 балла). Содержание цифрового ресурса показывает, что группа владеет материалом курса в рамках выделенных проблем/тем.
  • Текст ресурса написан грамотно с точки зрения норм и правил русского языка (0—1 балл). Суть критерия очевидна.
  • Ресурс оригинален по форме и содержанию, побуждает к чтению книги и изучению проблем/тем, выделенных из неё (0—1—2—3 балла). Да, это очень субъективный критерий. По сути он используется для того, чтобы выделить группы, проявившие нестандартный, творческий подход в создании цифрового ресурса.
  • Ресурс выполнен качественно в техническом плане, удобен для работы с ним любым пользователем (0—1 балл). Чисто технический критерий, а потому его вес в общей оценке ресурса минимален.
  • Возможности, функционал сервиса, в котором создан ресурс, используются сообразно задачам выделения основной информации, облегчения её усвоения, визуализации (0—1 балл). Помните, что главное — это содержание, а не "...рюшечки, бантики, горохи крупные и баклажаново-розовый поросячий цвет" (©Нюша из "Смешариков"). Бывает, что презентация сияет всеми цветами радуги, крутится, вертится и мигает. Всё это, может быть, и красиво (хотя, на мой взгляд, безвкусно), но мешает увидеть смыслы. А вам надо сделать так, чтобы цифровой ресурс как раз помогал эти смыслы вытащить.
Творческих вам успехов!
Вопросы?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...