четверг, 5 апреля 2018 г.

Читаем и размышляем. Промежуточная аттестация за курс 10 класса. Часть 3

Цитата оформлена с помощью этого сервиса
В таблице самозаписи появляются новые группы, растёт число страниц на сайте аттестации, некоторые группы уже создали свои доски задач и даже папки на Диске Google. Помните, что пока есть возможность, вы можете изменить изначально выбранную книгу. Пока есть из чего выбирать, и пока вы не слишком далеко продвинулись в своей работе, можно перезаписаться в другую группу — зачем мучиться почти два месяца, если вы вдруг поняли, что в этом составе у вас работы не получается.

Мне очень нравится то рвение, с которым некоторые группы взялись за работу: читают выбранную книгу, осваивают возможности сервиса доски задач, планируют дальнейшую деятельность. Я буду еженедельно отмечать результативную работу отдельных групп или отдельных учеников. Верю, что энергии хватит вплоть до завершения аттестации.

Рада, когда вижу, как группы оперативно реагируют на мои комментарии — в таблице самозаписи или на досках. Помните, что успех достигается систематической работой: лучше, если вы уделяете подготовке к аттестации хотя бы по 15 минут, но ежедневно, чем 2 часа раз в две недели.

Однако напоминаю всем о необходимости внимательного изучения текстов моих публикаций. Буквально сегодня я опубликовала на своей доске задач такую картинку:
Это — скриншот фрагмента досок, точнее то, как они отображаются у меня в аккаунте. Я ведь не случайно прошу писать названия стандартизированно. Групп будет больше 20, в доске каждой группы я тоже участвую, мне необходимо легко и быстро находить доску нужной группы. На скриншоте видно, что есть группы, игнорирующие требования и называющие доску задач по своему разумению. И что вы думаете? Спустя час после размещения скриншота ещё одна группа назвала свою доску не так, как следует! Правда, спустя несколько часов всё же исправила название: молодцы, что сами разобрались, но ведь те группы, чьи доски попали в скриншот, продолжают бездействововать! Получается, как в том анекдоте:
В чём разница между истребителем и потребителем?
— Истребитель сначала читает инструкцию, а потом взлетает, а потребитель сначала влетает, а потом читает инструкцию.


Здорово, что многие группы, создав доску задач, сразу задумываются о структуре и способах коммуникации. Опыт прошлых лет показал, что большего успеха добиваются группы, которые используют для обсуждения обычные текстовые документы Google. Делается это следующим образом:

  • на доске задач создаётся карточка с задачей, к которому прикрепляется ссылка на документ (через опцию "Вложение");
  • участники заранее договариваются о том, как будет проходить обсуждение: к примеру, каждый пишет свои реплики определённым цветом, либо обсуждение идёт в комментариях, а в текст документа выносятся только основные идеи и выводы;
  • чтобы было понятнее, приведу примеры таких документов-обсуждений: вот здесь группа обсуждает, как должна выглядеть страница сайта, а здесь — цифровой ресурс.

Обсуждение в документе имеет ряд важных для работы преимуществ. Текст никуда не денется, и вы можете не бояться, что что-то из того, о чём говорили, забудете сделать. Кроме того, для такой работы вам совершенно необязательно собираться одновременно: каждый может писать свои мысли тогда, когда ему удобно, главное — сразу определить срок обсуждения. А если вы создали общую папку на Диске, то все обсуждения у вас будут храниться в одном месте.

Разумеется, это только предложение, вы можете обсуждать задачи, к примеру, только в комментариях к карточке. Но папку на Диске я всё-таки рекомендую вам создать (назвав её тоже по номеру группы): в любом случае в процесе подготовки вы создадите не один документ.


Создав доски задач, группы столкнулись с непониманием того, а какие задачи туда размещать: ведь я описала задания аттестации только в самом общем виде. Но, начиная с этого поста, ситуация изменится: я подробно и последовательно буду описывать содержание каждого задания. А потому, после затянувшегося вступления, перехожу-таки к цели этого сообщения. Оно будет посвящено созданию текста по проблемам/темам, которые вы выделите из содержания выбранной книги. 

При подготовке сообщения были использованы следующие источники:
  • Денис Каплунов. Контент, маркетинг и рок-н-ролл. — М.: +Манн, Иванов и Фербер, 2014. До сих пор не могу прочесть эту книгу целиком от начала до конца, читаю выборочно для решения каких-то конкретных задач. Книга есть в моей домашней библиотеке, если кому-то будет интересно, готова принести.
  • Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. Пиши, сокращай. — М.: Альпина Паблишер, 2017. Книга о том, как создавать сильные тексты. Книга также есть в моей домашней библиотеке, по ссылке можно прочитать мой отзыв на неё, если вы понимаете, что оно вам надо, обращайтесь, принесу книгу поработать.
Описание задания по созданию текста решила сделать в формате вопрос—ответ. Если какие-то ваши вопросы остались без ответа, спрашивайте.


Вопрос. Каков должен быть объём созданного текста?
Ответ. Строгих требований к объёму текста не выдвигаю. Вам необходимо стремиться к одновременной реализации двух принципов.
  1. Минимальная достаточность. Достаточность — свойство контента, которое гарантирует, что материала, представленного вами в созданном тексте, будет «хватать» для того, чтобы разобраться в содержании ключевых понятий, процессов и явлений тех проблем/тем, которые вы выделили из книги. 
  2. Информационная избыточность. Избыточность следует понимать, как наличие в рамках созданного вами текста дополнительных возможностей для самообразования любого ученика, читающего созданный вами текст. Не следует понимать избыточность как «энциклопедическую полноту и насыщенность» текста. Если вы нашли какой-то интересный ресурс для изучения темы, не стоит полностью копировать его в свой текст. Достаточно дать ссылку на него (в списке использованных при подготовке текста источников, который обязательно должен быть в конце текста или отдельным списком — в документе или на странице сайта), сопроводив краткой аннотацией, которая убедила бы других в том, что действительно интересно и важно почитать, что же там написано. Или включить в свой текст яркую цитату из этого источника, дав ссылку на него.

Вопрос. В чём отличие текста, который создаст группа, от текста в учебнике или справочнике?
Ответ. Вы не всегда читаете тексты параграфов в школьных учебниках, сейчас у вас есть возможность создать свой текст. Ресурсов с образовательными текстами в Интернете сегодня много. Но вспомните: как часто, переходя по какой-то ссылке с многообещающим названием, вы закрывали страницу через несколько секунд. Есть такой канон: "правило 5 секунд". Когда человек впервые попадает на какой-то сайт,  5 секунд — это то время, за которое он либо понимает, для чего ему нужно здесь остаться, либо уходит навсегда. Подумайте, чем вы можете зацепить других, чтобы за 5 секунд им стало интересно. Какие тексты вас вдохновляют? Те, в которых можно увидеть:
  • максимально полные ответы на свои вопросы (подумайте, какие вопросы по проблемам/темам, над которыми вы работаете, возникали у вас — возможно, такие же вопросы задают себе и другие);
  • высокую концентрацию полезного материала по темам (про информационную избыточность написала выше);
  • оригинальный стиль подачи, непохожесть на другие образовательные ресурсы.
Кроме того, вы обязательно должны использовать содержание выбранной книги в качестве аргументации ключевых положений темы, но не ограничиваться только им.

Вопрос: Как выделить проблемы/темы/ курса, по которым писать текст?
Ответ. Группа делает это, изучив выбранную книгу. Для начала надо внимательно прочитать текст книги, постоянно задавая себе вопрос: о каких понятиях курса идёт речь? На уроках по каким темам мы говорили о процессах и явлениях, подобных описанным в книге? Если вы работаете с электронной версией книги, то можете перенести текст (или его фрагменты) в отдельный документ и комментировать отдельные абзацы, предложения, факты, сюжетные линии, приводимые автором. 


Вопрос: Предположим, мы увидели в книге содержание, связанное с несколькими изученными темами курса. Это и есть проблемы/темы? И это значит, что наш текст должен охватывать всю полноту содержания этих тем?
Ответ. Нет. В своём тексте вы рассматриваете только те аспекты тем, которые прямо или косвенно затрагиваются в книге. К примеру, одной из тем, которую вы выделили, является тема "Общество как динамичная система". Данная тема включает несколько вопросов:
  1. Понятие "общество" в узком и широком смысле.
  2. Характеристики общества как системы.
  3. Сферы жизни общества, их взаимосвязь.
  4. Общественные отношения.
Однако в главе книги затронута только взаимосвязь между наукой как формой духовного производства и экономической сферой жизни общества. Именно этот аспект и следует раскрывать в тексте. Минимальное количество тем, которые надо "найти" и отразить в тексте — три, но можно и больше.

Ещё один пример выделения проблемы/темы. Скопировала его из материалов аттестации прошлого года.
Помните, что вам совершенно необязательно рассматривать все темы целиком: не стоит становится соперниками Льва Толстого по объёму написанного. К примеру, тема “Познание” включает в себя целый блок тем: 
  • Проблема познаваемости мира 
  • Истина и её критерии 
  • Научное познание 
  • Многообразие путей и форм познания мира (ненаучное познание) 
  • Социальное познание 
  • Самопознание 
Предположим, вы увидели в своей главе материал, тематически связанный только с темой “Научное познание”. Дробим дальше. Эта тема включает в себя целый ряд вопросов: 
  • Особенности научного познания 
  • Формы научного познания 
  • Уровни научного познания 
  • Методы научных исследований 
Предположим, материал главы связан только с вопросом формы научного познания. Остальное откидываем, дробим дальше. Формами научного познания являются: 
  • научный факт 
  • научная гипотеза 
  • научная идея 
  • научный закон 
  • научная теория 
Неужели в главе идёт речь обо всех формах? Конечно же, нет! К примеру, автор пишет о роли гипотезы в познании мира. Вот оно! Стоп! Именно этот аспект вы и берёте в свой текст. Это не значит, что остальные аспекты вы не трогаете: если это вам необходимо с точки зрения, то можно затронуть например, логики текста, то можно. Но не обязательно. И так по каждой из выделенных тем. И всё это - в связный текст.

То есть, проблемы/темы не должны быть сформулированы слишком широко. И они могут находиться на пересечении сразу нескольких тем. К примеру, проблема социализации в информационном обществе. Понятие "социализация" имеет отношение к теме "Индивид, индивидуальность, личность", а понятие "информационное общество" — к теме "Многообразие путей и форм общественного развития".

Возможно, в выделении тем/проблем, вам помогут мои отзывы на некоторые книги из списка.


Вопрос: В каком формате/жанре/стиле должен быть написан текст?
Ответ. На ваше усмотрение. Главное, чтобы выбранный вами формат давал возможность раскрыть выделенные темы/проблемы на основе понятий, процессов, явлений курса, о которых прямо или косвенно идёт речь в выбранной книге, подкрепить его фактическими аргументами. Важно также, чтобы ваш текст положительно воспринимался при чтении другими учениками. Возможные варианты.
  1. Информационная статья. Это — ответ на конкретный вопрос, освещение понятия, процесса, явления. Ваша задача — поделиться свежей, неизвестной информацией по выбранной теме.
  2. Пошаговое руководство. Может быть теоретическим и содержать рекомендации по изучению понятий, процессов, явлений курса, и практическим — если выбранная вами тема непосредственно связана с приобретением какого-то опыта, освоением каких-то социальных ролей или норм, возможно, имеет смысл остановиться на этом варианте? Подробно и последовательно описать каждый шаг, ответив на ключевой вопрос: "Как?"
  3. Классификация. Если выделенные вами темы/проблемы носят системный характер, а центральное понятие тем/проблем имеет много видов/форм/типов, выделенных по разным основаниям, может, имеет смысл разложить всё по полочкам?
  4. Тематический словарь. Подходит для проблем/тем, содержание которых включает большое количество понятий. Группы, выделившие слишком широкие проблемы/темы, в большинстве случаев могут также обратиться к этому варианту. При этом ваш словарь не будет ограничиваться стандартными определениями понятий, а выходить за эти пределы, содержать примеры, факты, оценки.
  5. Коллекция. Чего? А чего угодно! Полезных статей, фактов, исследований, цитат по теме. Разумеется — с вашими аннотациями и комментариями, а также какими-то связками между отдельными элементами коллекции.
  6. Рецензия или обзор. Начав с рецензии или обзора книги, вы постепенно можете выйти за его пределы, раскрывая содержание понятий, процессов, явлений курса.
  7. Сравнение. Если в основе выбранных вами проблем/тем лежит понятие — одно из нескольких в классификации — вы можете сопоставить в своём тексте общие и существенные признаки этих понятий, их сходства и различия.
  8. Интервью. Может, вы захотите выстроить свой текст в виде интервью у автора (или героев) книги (смело, да?), переработав текст книги и дополнительный материал в этот формат? Или среди ваших знакомых, родственников есть человек, который является экспертом в выбранных вами проблемам/темам? Если есть желание и уверенность в своих силах — пробуйте!
  9. Эксперимент. Ну, или какой-то другой метод, который можно положить в основу исследования по выбранным проблемам/темам. Тогда текст будет содержать описание и результаты исследования.
Разумеется, это далеко не полный перечень форматов. Просто, когда писала, хотела вывести вас из привычной зоны комфорта, чтобы вы попытались посмотреть на свой будущий текст творчески, с неожиданной стороны. 


Вопрос: Где должен быть размещён созданный группой текст?
Ответ. Рабочая версия текста создаётся строго в документе Google: я должна видеть не только конечный результат, но и то, как он создаётся. Как и ко всем остальным документам, доступ к рабочей версии текста должен быть у меня и у всех членов группы на редактирование, а у остальных пользователей домена — на просмотр (если вы уже создали папку с такими настройками доступа, все новые документы, создаваемые в ней, будут получать такие же настройки доступа). Чистовик текста публикуется на странице сайта.

Вопрос: Как будет оцениваться эта работа?
Ответ. В таблицу с критериями оценивания добавлен раздел, в котором подробно описано, за что и сколько баллов может получить группа и каждый участник, работая над этим заданием. Ниже я привожу их списком с некоторыми пояснениями (курсивом).
  • Рабочая версия текста по главе книги создана на Диске Google, доступна для просмотра. Ссылка на рабочую версию размещена на странице сайта и/или доске задач.
  • Всем членам группы дано право редактирования документа
  • В редактировании документа принимают участие все члены группы.
  • В тексте раскрыты не менее трёх проблем/тем, выделенных из книги, не менее двух из них — по материалу, изученному в 10 классе.
  • Темы, проблемы, понятия, процессы, явления курса, отражённые в тексте, соответствуют содержанию выбранной книги. Члены группы смогли грамотно проанализировать содержание книги, выделив именно те проблемы/темы, которые в ней присутствуют.
  • В тексте корректно представлен теоретический материал по курсу. Избранные проблемы/темы раскрываются с опорой на знания обществоведческих понятий, теоретических положений и выводов. Отсутствуют обществоведческие (сущностные, терминологические и пр.) ошибки.
  • Текст написан с опорой на содержание главы. Теоретический материал проиллюстрирован примерами из книги.
  • Теоретический материал проиллюстрирован соответствующими теме фактами. Помимо содержания книги, в тексте используются и другие факты для иллюстрации материала курса. Выбор типа фактов — сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения —адекватен теоретическим аргументам.
  • Текст оригинален по форме и содержанию. Текст будет проверен на Антиплагиат, он не должен копировать кусками различные источники информации. Материалы текста должны быть интересны по содержанию, представлены в оригинальной обработке, способ их изложения должен преследовать цель заинтересовать читателей.
  • Текст написан грамотно с точки зрения норм и правил русского языка. Проверена орфография, отсутствуют явные синтаксические и стилистические ошибки.
  • Чистовик текста отформатирован, удобно читается. Чисто технический критерий: шрифт, размер, выравнивание, абзацы и т. п.
  • Степень активности участника группы в работе с текстом. Оценивается по истории изменений рабочей версии текста.
В заключении — ещё парочка ссылок.
  1. Кошка Шрёдингера. Это  пример анализа текста (правда, стихотворения) с позиций обществоведческого курса. Работа выполнена, теперь уже выпускницей, но тогда ученицей 10 класса. По тексту работы видно, как ученица, шаг за шагом, соотносит текст художественного произведения с понятиями, процессами, явлениями тематического раздела "Познание".
  2. Сайт проекта "Учимся финансовой грамотности на ошибках и успехах литературных героев". На сайте приведено много текстов с анализом поведения героев классической литературы с точки зрения рациональности их экономического поведения.


Вопросы?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...