суббота, 7 марта 2015 г.

Итоги конкурса презентаций и опорных конспектов

Настало время подвести итоги конкурсов по обществознанию, объявленных среди учащихся 9—11 классов в рамках предметной декады общественных дисциплин. Подробно о декаде я писала здесь, а представление конкурсных работ и голосование за лучшие из них было организовано здесь. Сначала немного статистики. На конкурс было подано 13 работ (8 работ — на конкурс презентаций и 5 работ — на конкурс опорных конспектов) от 16 учащихся (были работы, выполненные в паре). Из них приняло участие в конкурсах по классам:
  • 9А — 4 человека;
  • 9Б — 2 человека;
  • 9В — 1 человек;
  • 10А — 2 человека;
  • 10Б — 1 человек;
  • 10В — 0: это единственный класс, ученики которого не приняли участие в конкурсах;
  • 11А — 2 человека;
  • 11Б — 2 человека;
  • 11В — 2 человека. Самый активный участник декады — +Мезенцев Дмитрий, который не только подготовил две презентации, но и выступил перед ними в 11Б и 11В классах. 
Спасибо вам, +Дарья Баландина+Арина Гущина+Злата Сурова+Аленка Мезенцева+Янина Капустина, Кристина Кобелева, +Дарья Голубь+Арина Русинова+Viktoriya Firsanova+Дарья Ларина+Дарья Бочкарева+Анна Павлова+Василиса Ковалёва+Оля Курышкина+Мезенцев Дмитрий+Ирина Потапова — за  ваши работы, ваш творческий поиск и заинтересованность в результате. Работы получились очень разными с точки зрения сложности форм и глубины содержания. Однако, нет ни одной работы, автор(-ы) которой бы не справились с выбранной темой, и/или допустили бы некорректное изложение материала. Ваш опыт очень ценен: именно в такой работе вы учитесь отбирать информацию, её систематизировать и предъявлять. Очень порадовала ваша смелость в использовании разных форматов представления информации: к примеру, я восхищалась работами в prezi.com и ручными, очень детализированными рисунками. Я готова в индивидуальном порядке проанализировать работу каждого: подходите, пообщаемся.

А теперь — результаты. публикую сводку ответов из формы для голосования: там всё представлено наглядно. Работы, ставшие победителями, выделены мною.
Поздравляю победителей! Им всем отправлены письма на почту о том, как получить свои подарки — максимально полезные книги от моего любимого издательства +Манн, Иванов и Фербер. Буду очень рада, если вы потом поделитесь своими впечатлениями от прочитанного, как это, к примеру делаю я (мой виртуальный читательский дневник здесь), или +Василиса Ковалёва (её дневник) или +Анна Павлова, которая пишет о прочитанном в своей электронной тетради, выделяя свои отзывы отдельным ярлыком. Разумеется, абсолютно все участники конкурса получили свои заслуженные "пятёрки". Считаю, что в этом конкурсе проигравших не было.

Конкурс дал мне немало информации к размышлению. Обозначу лишь основные направления.

1. Сетевая культура. Я умышленно не объявляла конкурс оффлайн, вся информация транслировалась через этот блог, а также через социальную сеть Google+ и Сетевой Город. Мне хотелось, помимо прочего, увидеть вашу работу в Сети. Надеялась, что работ будет больше, что вы активнее будете поддерживать конкурсные работы при их публикации в Google+ (чего вообще практически не произошло) и активнее голосовать (всего проголосовало 44 человека: учитывая, что голосовали не только учащиеся нашей гимназии, но и другие пользователи Сети, читающие мою ленту, это тоже очень мало, хоть и срок голосования был небольшим).

2. Голосование. Специально упростила процедуру голосования в виду ограниченности сроков, не стала делать его оценивающим по критериям. Спасибо всем, кто голосовал. Буду рада, если в комментариях вы изложите своё мнение по поводу работ более подробно. Голосование показало очень интересный аспект: судя по ответам, наибольшую активность проявили ученики 9-х классов, поддерживаяне всегда лучшие, но свои работы (своих одноклассников, товарищей по параллели). В результате некоторые более сильные работы оказались ниже с по результатам. Но я не вижу в этом какой-то несправедливости. это как в жизни: недовольны тем, кого выбрали? Так кто мешал вам прийти на выборы?

3. Организация. Обратите внимание на листок бумаги, который я повесила в кабинете. Это — отрывок из книги "Что тебя останавливает?" (мой отзыв на неё), посвящённый опозданиям. Были работы, хоть и выполненные и показанные мне в срок, однако отправленные в форму с опозданием относительно обозначенных сроков. Именно поэтому на голосование было отведено так мало времени. Была оплошность и с моей стороны. При формировании списка я нечаянно пропустила работу +Арина Русинова, которая в итоге не смогла полноценно принять участие в голосовании. Я решила тоже подарить ей книгу. Кто-то сочтёт  это несправедливым? Однако, я думаю, это достойная компенсация за нарушение принципа равенства участников конкурса.

Буду рада получить обратную связь и от участников конкурса: что он дал лично вам в процессе подготовки работ.           

7 комментариев:

  1. Спасибо Вам, Мария Николаевна, за такой замечательный конкурс!
    Он мне дал многое. Во-первых я разобралась, наконец, в теме и запомнила эти подходы:) А еще это все было моей первой попыткой визуализировать конспект. Здорово! Получила море удовольствия!)
    Теперь надо попросить у Вас книги о визуализации:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, спасибо Вам большое за быстрый отклик! Очень приятно, когда ты и твои ученики "на одной волне", когда понимают смысл работы и действуют осознанно.

      У Вас получилась очень яркая, интересная работа, Вы буквально нарисовали мою презентацию по этой теме! А книги принесу почитать какие захотите - моя библиотека в Вашем распоряжении. В моём читательском дневнике по ярлыку "визуализация" Вы сможете подобрать то, что Вам нужно в данный момент.

      Удалить
  2. Абсолютно согласна с Анной. В первую очередь стоить поблагодарить Вас, Мария Николаевна, за организацию двух столь полезных конкурсов. Я тоже ожидала большего количества участников. Что касается тех, кто всё же проявил инициативу, то все действительно молодцы и достойны награды.

    Мне понравилась аккуратность и сдержанность оформления презентации "Социальная стратификация общества" Ирины Потаповой и Ольги Курышкиной. Тема, на мой взгляд, была раскрыта полностью, из пожеланий только использовать меньше текста и больше картинок - в этом ведь основное отличие презентации как способа представления информации от обычного учебника.
    Того же не хватило презентации "Гражданское право", выполненной Яниной Капустиной и Кристиной Кобелевой. Некоторые слайды получились перегруженными, но понравилось представление видов договоров: каждый на отдельном слайде, с кратким описанием и яркой картинкой - очень легко для восприятия.
    В одном формате выполнены две работы на одну тему – "Политические партии". Работа Дарьи Бочкарёвой немного перегружена текстом в начале, но дальше последовательно и понятно раскрыта выбранная тема: структура, функции, типологии – всё необходимое в презентации присутствует.
    У Алёны Мезенцевой и Дмитрия Мезенцева очень сильная работа, я совершенно не удивлена их победе. Яркая, запоминающаяся, при минимуме текста даёт больше информации, чем школьная программа. Однако пара слайдов требует пояснения: что значит "6 статья Конституции 1977" не понять по презентации, а под заголовком "Запрещённые партии" нет ничего, кроме картинки.
    То же касается и другой работы Дмитрия"Терроризм". Как я поняла, эта презентация является сопровождением к устному рассказу, который услышали 11Б и 11В. Вот только отдельно презентация может быть не очень понятна. В ней один за другим следуют известные примеры терроризма, то есть основа работы не теоретическая, а фактическая. Самые знаменитые случаи, такие как взрыв башен-близнецов, понятны сразу. О других хотелось бы послушать – уверена, что все они подобраны удачно и максимально раскрывают тему.
    "Проблема познаваемости мира" Арины Русиновой включает в себя все термины выбранной темы. С точки зрения структуры понравилось, что внутри кругов с уровнями круги с формами – это удачный приём, на мой взгляд. Из пожеланий раскрытие определений через зрительные образы или хотя бы через примеры, а не формулировками.
    Презентация "Человек и право" Дарьи Голубь также сделана в Prezi – самом популярном формате конкурса. Опять же есть круги с избытком текста, но это компенсируется выделением самых значимых слов цветом и жирным курсивом. Интересный переход от социальных норм к правовым, то есть последовательность представления информации.
    Работа "Социализация" Дарьи Баландиной и Арины Гущиной единственная выполнена в прежде неизвестном мне формате – RealtimeBoard. Вся информация представлена в виде схем и списков. И это очень удобно и актуально лично для меня, потому что наш класс как раз проходит эту тему. С разрешения авторов хотелось бы опубликовать в электронной тетради.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В конкурсе опорных конспектов работ меньше, но и среди них есть качественные экземпляры.
      Виктория Фирсанова собрала в кучу все определения основных политических режимов, а также виды и функции демократии на одной яркой картинке. В прошлом году у нас был урок, на котором спрашивали исключительно определения, среди которых были формы государства, а значит и политические режимы. Думаю, это конспект пригодился бы при запоминании формулировок.
      Термин "общество" имеет несколько значений. Основные Злата Сурова представила в своём конспекте "Что такое общество", используя исключительно картинки – в конспекте нет ни одного слова, кроме названия, и при этом всё предельно понятно. Понравилась задумка с лупой, ведь помимо четырёх значений внутри неё, вся картинка раскрывает самое широкое значение слова "общество".
      В конкурсе есть работы, нарисованные вручную, - это "Свобода в деятельности человека" Василисы Ковалёвой и "Многообразие путей и форм общественного развития" Анны Павловой. Завидую в хорошем смысле умению видеть материал картинками, столько деталей со смыслом в каждой работе, столько интересный идей, удачных образов.
      В работе Василисы это и наручники на руке, и Конституция в кармане пиджака, и книжные закладки с историческими этапами, и стопка актов в хронологическом порядке, и мнения философов через "говорящие облачка" из граммофона. Я восхищена.
      У Анны тема сложнее, так что её работа помогла разобраться во всех этих путях в первую очередь ей самой и, думаю, что поможет и другим учащимся. К каждому слову прилагается красочная картинка, разглядывать работу и восхищаться образами можно часами. У меня только один вопрос возник: с чего начать?

      И, собственно, моя работа. Ей я посвятила весь выходной и половину блокнота. С темой определилась быстро, «Научное познание» мы изучали во время карантина, и множество определений не укладывались в голове и нуждались в систематизации. Так что, думаю, что даже если бы не предметная декада общественных дисциплин, конспект в моей голове всё равно бы крутился. Конкурс стал дополнительной мотивацией воплотить его в жизнь.
      Он позволил мне и другим участникам разобраться в материале, попытаться систематизировать его и представить в каком-то новом виде, изучив новые программы или проявив фантазию и талант в уже известных форматах, получить возможность распространения в сети (иногда о каких-то интересных работах знают только выполнивший ученик и проверивший учитель, а ведь материал может пригодиться в обучении и другим) и, кроме того, сейчас все желающие могут прокомментировать работы, указав на сильные и слабые стороны, что можно учесть в дальнейшем.
      Спасибо ещё раз!

      Удалить
    2. Дарья, вот это да! Вот это рефлексия! Вы проанализировали все работы (очень вдумчиво, но при этом бережно), а также оценили свою деятельность в процессе подготовки конкурсной работы. А ещё, как я смотрю, Вы разобрались с HTML-тегами в комментариях на blogspot, и теперь выделяете часть текста полужирным и курсивом, повышая его читабельность — здорово!

      Мне бы очень хотелось, чтобы подобные способы работы с информацией стали для каждого из вас нормой. Именно такую работу с информацией я бы хотела видеть в электронных тетрадях. Не слепое копирование текста, а представление информации в разных формах. Пусть и в более простых вариантах: понятно, что каждая из конкурсных работ в большей или меньшей степени трудоёмка и времязатратна,не всегда можно выделить столько времени и усилий на работу над темой. Зато каков результат при такой работе! Каждый участник конкурса в процессе подготовки работы пропустил тему через себя, осмыслил её, разобрался в сложных вопросах.

      А по поводу баланса вербального и визуального в презентации — это очень непростой вопрос. Потому-то при объявлении конкурса я вам давала ссылки на различные обучающие вещи по теме. Я вот сейчас очень хочу вот эту книгу. Куплю её обязательно. Но я давно уже поняла: чем более авторская получается презентация, чем более самобытная, творческая, тем сильнее она "привязана" к докладчику, часто содержательно неотторгаема от докладчика. Сам автор презентации, пока готовил её, разобрался в теме, а потому сможет выступать по этим слайдам. Если же другого человека вооружить только этими слайдами, он может не справиться ни с освоением темы с опорой на эти слайды, ни с передачей информации другим людям.

      Ваша работа меня привлекла тем, что Вы взяли большой объём информации и попытались представить его с помощью вербальных и визуальных форм. Причём, сделали это как на теоретическом уровне, с опорой на тему, так и на эмпирическом, что говорит о том, что в теме Вы разобрались. Технологически я бы, пожалуй, из последнего изображения сделала бы какой-то электронный образовательный ресурс. Например, через сервис создания интерактивных плакатов: когда каждая метка могла бы быть всплывающей подсказкой с информацией об учёном. Или сделать викторину на основе этого плаката — как Вы считаете?

      Удалить
    3. Мария Николаевна, про HTML-теги мне известно давно, но редко использую их для коротких сообщений, на blogspot это не очень удобно, а вот в длинных считаю выделение ключевых слов даже необходимым.

      Я нахожу привлекательным сам процесс создания конспектов, это ведь не первый мой опыт (ранее я уже делала детально проработанные конспекты здесьтут и там), но такие сообщения появляются только после каникул или праздников, потому что среди недели я просто не найду возможности заняться этим. Зато как люблю результат!

      В прошлом году я побывала на мастер-классе по оформлению презентаций (и полагаю, что ещё один меня ждёт в ближайшее время), там звучали разные советы: одни очевидные, другие спорные, но было одно-единственное правило, которое мне запомнилось и приходит на ум каждый раз, когда вижу или делаю презентацию - на одном слайде должно быть максимум 30 слов. Вот правда, больше уже не воспринимается. А картинки всегда интересны.
      Пролистала доступные страницы книги Рейнольдса. Множество примеров, показанных в сравнении, помогают увидеть разницу. Думаю, что из неё Вам удастся почерпнуть немало полезных советов.

      И спасибо за отзыв к моему конспекту! Такая работа действительно помогает: если на уроке, когда мы выстраивали цепочки, я терялась на вопросах про научное познание, то на последующей контрольной в части C мне не составило никакого труда перечислить его особенности.

      Идея с образовательным ресурсом интересна. Считаю, что её непременно следует воплотить в жизнь. На картинке собраны самые известные учёные, чьи имена необходимо знать образованному человеку, а такой ресурс позволит запомнить и их портреты, и главные достижения в области науки. Только у меня нет на примете подходящего сервиса, но могу посмотреть.

      Удалить
    4. Дарья, я всегда с удовольствием проверяю Вашу электронную тетрадь. И всегда радуюсь, когда вижу, как кто-то из учеников понимает её назначение и её возможности. Ваша тетрадь — на одной волне с моими представлениями о такой работе. Но она одна такая на всю параллель, к сожалению.

      Очень здорово, что Вы учитесь мастерству презентаций и пробуете применять на практике то, чему научились. Надеюсь, что ссылки, которые я дала здесь, тоже окажутся полезными.

      По поводу доступных страниц из книги Рейнольдса. На сайте издательства всегда есть возможность попросить дополнительную главу. Надо ввести адрес электронной почты в поле около фотографии книги. Плюс — я подписана на все рассылки и группы издательства в социальных сетях. Поэтому могу следить за продвижением интересных для меня книг и принимать решение о покупке совершенно осознанно, это уже не покупка кота в мешке как это часто бывает, если совершаешь покупку через интернет.

      Теперь о сервисах для создания образовательного ресурса по фотографии из Вашего конспекта. Могу предложить Вам два: даже если не заинтересуют сейчас, возможно, пригодятся в другой ситуации. Во-первых, это сервис для создания интерактивных плакатов: thinglink. Загружаете картинку и на неё можно поставить различные метки, в которые разместить текст или ссылки. Я второй год являюсь одним из организаторов читательского проекта, так вот на сайте проекта мы используем этот сервис для того, чтобы собрать ссылки на отзывы по книгам, которые активно читают участники. В прошлом году, в рамках промежуточной аттестации по обществознанию нынешние ученики 11-х классов очень активно использовали этот сервис при создании страниц электронного учебника. Пример можно посмотреть здесь, если полистаете другие страницы, найдёте ещё.

      Если же Вы хотите создать задание, то можно воспользоваться сервисом LearningApps. Сервис должен быть уже Вам знаком. В некоторых типах заданий можно поставить фотографию фоном, и уже на этот фон наложить содержание.

      В любом случае, удачи!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...