четверг, 16 октября 2014 г.

Познавательная задача "Случай в почтовом отделении". Кто решит?

Источник
Не так давно ученики 11-х классов выполняли задание "Как я провёл лето", иллюстрируя событиями из своей летней жизни те или иные понятия, процессы, явления обществоведческого курса. Это сообщение можно было бы назвать "Как я провела начало сегодняшнего вечера". Только "я" — это именно я, а не каждый из вас. Придя домой, решила, почему бы не сделать задание, основанное не на вашем, а на своём опыте. Так что, у вас появляется уникальная возможность обсудить событие из моей жизни, проанализировав его с точки зрения обществоведческого курса. Итак, сначала напишу о том, что произошло.

Сегодня днём почтальон принёс извещение на получение бандероли. В извещении было традиционно указаны часы работы почтового отделения: с 8.00 до 20.00. Я пришла в 18.45. Дверь была закрыта на замок. На ступеньках стоял сосед (значительно старше меня по возрасту) по лестничной клетке, который показал мне на объявление (набранное на компьютере и распечатанное на бумаге формата А4). В объявлении было указано, что почтовое отделение работает только на выдачу и до 19.00. При этом до 19.00 оставалось ещё 15 минут, а через застеклённую дверь можно было увидеть, что у стойки оператора стоят человек пять людей в ожидании своей очереди. Табличка с часами работы почтового отделения никаких изменений о режиме работы не содержала. Сосед рассказал, что пришёл получать посылку, оператор не смог её найти, сосед в расстройстве вышел, оставив у оператора свой паспорт, но зайти обратно уже не смог. Через несколько минут дверь отворилась, и к нам вышел оператор почтового отделения, молодой человек (как потом выяснилось, 23 лет от роду). Мы с соседом в этот момент спокойно зашли в "предбанник" (малюсенький коридорчик между первой и второй входными дверьми). Оператор сразу начал кричать, что нас на территорию отделения не пустит, потому, что почта работает до 19.00. Сосед сказал ему про оставленный паспорт и потребовал найти посылку. Оператор сходил за паспортом, но не за посылкой. На наши робкие попытки сказать, что, согласно вывеске и извещению, почта работает до 20.00, он начал орать, что никого не пустит, что почта закрыта. Когда я спокойно, но твёрдо сказала, что буду писать жалобу, оператор набросился на меня и стал выталкивать на крыльцо, несколько раз ударив меня в грудь. Сосед встал на мою защиту, но оператор с криками "Охрана!" ударил и соседа. После чего зашёл в отделение, закрыв дверь. Мы остались стоять в "предбаннике". Спустя минуту сосед (очень интеллигентный мужчина) махнул рукой и со словами "Бесполезно!" пошёл домой. Я достала сотовый телефон и позвонила в полицию.


На этом описание истории прекращаю (хотя, разумеется, у неё было продолжение). Но не всё сразу. А пока задание. Кто прав в данной ситуации? Как следовало поступить в этой ситуации всем её "героям": мне, оператору почтового отделения, сотрудникам полиции? Прокомментируйте ситуацию, опираясь на материал обществоведческого курса.

Обратите внимание на следующие рекомендации по выполнению.
  • Понятно, что ситуация, в первую очередь, находится в правовом поле. Однако, призываю вас не ограничиваться юридической стороной вопроса (обратите внимание: здесь затронуты правоотношения сразу нескольких отраслей права). Как минимум, можно рассмотреть её ещё с позиций нескольких тем из разных разделов курса.
    • Экономическая сфера. Темы: "Конкуренция и рыночные структуры", "Рынок труда".
    • Социальная сфера. Темы: "Социальные статусы и роли", "Социальные нормы и отклоняющееся поведение", "Социальный конфликт и пути его разрешения".
    • Политическая сфера. Тема: "Государство".
    • ...что-то ещё? Я написала первые темы, что пришли в голову в связи с этой ситуацией, возможно, вы сможете привлечь знания по каким-то не указанным мною темам.
  • Задание не является обязательным для выполнения. Однако, во-первых, в подобной ситуации может оказаться каждый из нас. Во-вторых, необязательность задания даёт вам свободу по формату его выполнения. Самый простой вариант — написать своё видение в комментариях к этому сообщению. В-третьих, я готова к лучшим ответам (развёрнутым, обоснованным, с корректным использованием обществоведческих терминов) применить формальные позитивные санкции.
  • Задание могут выполнять все учащиеся 9—11 классов. Понятно, что объём изученного материала у всех разный. Но кто мешает привлечь дополнительные источники, изучив вопрос самостоятельно.
  • Срок выполнения — до воскресенья, 19 октября 2014 г. (включительно). Обещаю потом написать, чем закончилась история в действительности, а также прокомментировать все ваши ответы.
___________________
Добавлено.
Фото из ленты +Василиса Ковалёва. Василиса, спасибо за творческий подход!
Детали комикса >>>
___________________________
Добавлено 20.10.2014
Поступила просьба о продлении сроков выполнения задания. Не могу отказать, раз есть желание поработать с ситуацией. Срок выполнения продлевается до 22 октября (включительно).

21 комментарий:

  1. Это звучит как вызов! И я не могу на него не ответить;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Василиса, я тоже люблю вызовы! Жду Вашего комментария по сути задания.

      Удалить
  2. Еще одна сфера - образовательная. Тема "Последствия образования в новой России". Как воспитали в школе и вузе, то и получили. Синдром "невоспитанности" в его крайних проявлениях - от случая на почте в России до майдана на "свободной" Украине.

    ОтветитьУдалить
  3. Экономическая сфера. Тема "Оплата труда". Почему почтовое ведомство не организует труд почтовиков сообразно реальным ситуациям? Если народ приходит перед закрытием (а это часто, потому что приходят после рабочего времени у своего работодателя), то оплачивать сверхурочные за обслуживание всех, пришедших в часы работы почты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Владимир Владимирович, спасибо Вам за комментарии. Ребята выполняют это задание, основываясь на материале курса "Обществознание". И темы здесь, безусловно, могут быть разные, а не только те, что я обозначила. Кстати, "Оплата труда" в том контексте, в котором Вы о ней пишете - это в большей степени сфера правоотношений в трудовом праве. А вот с экономической сфере мы можем говорить о факторах формирования заработной платы (тем более, что очень любят почтовики жаловаться на её размер).

      Удалить
  4. Я не стала глубоко "копать" и решила прокомментировать данное сообщение на основе темы "Социальные конфликты и пути их разрешения". Безусловно в данной ситуации произошёл социальный конфликт, причём он нёс межличностный характер (так как в нём участвовало двое и больше людей). Как показывает статистика, наиболее частые конфликты это: вертикальные и смешанные, но в данном случае это конфликт горизонтальной направленности (так как ни один из участников не являлся в подчинении другого). Судя потому что на двери было написано: "Работаем до 20:00", а на деле в 19:45 уже никого не пускали, то это субъективно обусловленный конфликт: создалась ситуация, в которой участники конфликта не могли удовлетворить свои желания (Оператор - уйти домой раньше, а Вы и ваш сосед - получить посылки). Также, по своим функциям, этот конфликт нёс разрушительный характер - дестабилизирующий социальные системы (элементарные правила этикета, а также общения в целом, со стороны оператора, не говоря о том, что он поднял руку на женщину да ещё и на пожилого человека!). Я думаю, что такой конфликт можно отнести к производственному, так как он произошёл на почте, которая предоставляет определённые услуги. Существует несколько путей разрешения социального конфликта: компромисс; переговоры; посредничество; арбитраж; применение силы, власти, закона. В данной ситуации было решено выбрать последнее, что вполне логично с Вашей стороны. Я могу не согласиться с поведением вашего соседа, хорошо, конечно, что он встал на Вашу защиту, но вот просто уйти - это слишком легко: такое поведение со стороны работника неприемлемо и должно быть наказано. На мой взгляд, здесь было несколько способов разрешить конфликт:
    1. Компромисс: оператор мог спокойно объяснить, что времени, чтобы принять всех не хватит, поэтому приходите в другой день и вас примут в первую очередь.
    2. Посредничество: можно было пригласить администратора (или как там на почте называется), который был бы выше оператора и смог разрешить конфликт.
    Что касается полиции, то с их стороны было бы правильно сообщить начальству о неприемлемом поведении сотрудника, попросив при этом оштрафовать его на часть зарплаты.
    Кажется, всё:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Василиса, спасибо за ответ! Тему "Социальные конфликты и пути их разрешения" мы изучали в основной школе (8 класс), но в ближайшее время вернёмся к ней уже на профильном уровне старшей школы. Выбрав эту тему для анализа, Вы создали себе отличные условия для её изучения, актуализировав имеющиеся знания и обратившись к ещё не изученному материалу. Отдельное спасибо за комикс: он позволил мне посмотреть на эту, в общем-то невесёлую ситуацию, с юмором.

      Оставлю в стороне некоторые неточности (режим работы почтового отделения — до 20.00, в объявлении было написано, что отделение работает до 19.00, дверь была закрыта как минимум с 18.45), а также речевые ошибки (следите за речью: порой они искажают смысл) и обратимся непосредственно к содержанию Вашего ответа.

      Мне очень понравилась структура ответа! Сначала Вы сделали попытку определить тип конфликта, опираясь на различные классификации (по разным основаниям). Затем Вы обратились к вопросу о путях разрешения конфликта. Очень логично! Я бы только, пожалуй, добавила (в начале ответа) обоснование: почему данную ситуацию мы можем считать социальным конфликтом (понятие конфликта, его признаки, стадии протекания), а в конце — положительные и отрицательные последствия данного конфликта.

      Давайте посмотрим на то, как Вы определили виды конфликтов (узнаю "руку" Википедии). Т. к. любая классификация носит условный характер, не всегда можно легко и однозначно определить тип конфликта. К примеру, одним из источников возникновения конфликта были объективные обстоятельства, вынудившие почтовое отделение изменить режим работы (правда, каким путём!): к ним можно отнести неукомпектованность штата.С точки зрения содержания проблемы, послужившей причиной конфликта, тоже не всё так однозначно. Со стороны сотрудников почтового отделения, она, безусловно, носила производственный характер: нехватка работников, низкая оплата труда, неудовлетворённость трудом низкой квалификации, условия, вынуждающие работать сверхурочно с отсутствием оплаты и т п. Но поведение оператора нельзя оправдать только производственными причинами. Здесь, безусловно, проблема духовно-нравственного характера.

      По поводу способов разрешения конфликта. Представьте себе, начальник почтового отделения была на месте! И единственная её реакция на конфликт заключалось в том, что по требованию полиции она принесла мне стул и стакан воды. В остальном она осталась безучастной, словно её это не касается. Меня это потрясло. То есть, получается, что "начальство" было в курсе такого поведения своего сотрудника, но никак на него не прореагировало. Поэтому я не ограничилась вызовом полиции. Но об этом напишу чуть позже.

      А по поводу действий полиции, то её сотрудники, конечно же, не могут попросить администрацию почтового отделения оштрафовать сотрудника. Во-первых, полиция — это правоохранительный орган, они не могут накладывать (или рекомендовать накладывать) взыскания в сфере трудовых правоотношений. А во-вторых, штраф — это санкция административная или уголовная, а администрация предприятия, учреждения, организации не является органом, который может применять такого рода санкции.

      Спасибо за то, что положили начало обсуждению! Вы задали отличную планку для остальных!

      Удалить
  5. Стяжкина Валерия18 октября 2014 г. в 16:42

    В данной ситуации,я считаю,правы клиенты( вы и ваш сосед), т.к. не было достаточной информации о режиме работы почтового отделения(т.е. не объяснялось,почему отделение работает только на выдачу,по какой причине сократился рабочий день и не были принесены извинения за причененные неудобства).
    Вы поступили правильно(предъявили претензию работнику почты и позвонили в полицию при его"хамском" поведении). Оператор почты был явно не прав, повысив на вас голос т нарушив ваше право на личную неприкасновенность. Т.к. он является работником гос. учереждения,он обязан быть вежливым, тактичным и терпимым.
    В данной ситуации сотрудники полиции должны быть на вашей стороне, т.к. оператор поступил не по закону. Они должны предложить ему извинится, узнать, есть ли у вас претензии, которые вы хотите зафиксировать заявлением в полицию, если это так, то предложитт оператору проехать с вами в отделение полиции.
    С точки зрения соц.отношений, оператор был сильно не прав, показав свою невоспитанность и неуважение к людям, старше его по возрасту.
    Данная ситуация показывает,что на гос.службу принимают людей, не готовых к нормальному общению с людьми, не умеющих разрешить конфликтную ситуацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валерия, спасибо за ответ! Мне импонирует простота изложения: словно Вы — оператор "горячей линии" и пытаетесь доступным языком разъяснить гражданину-неспециалисту его права. Это немаловажное качество: не каждый человек способен понять набор специализированных научных терминов, соответствующих ситуации. И в этом плане Вы молодец!

      Конечно, хотелось бы большей точности и конкретизации. К примеру, раз вызов полиции уже состоялся, его итог должен быть формализован: какие варианты формализации здесь могут быть? Вы пишете о возможности предъявления претензий: какого рода они могут быть? Какие последствия они влекут за собой: для меня, для оператора почтового отделения?

      Кстати, извинений мне в этот вечер так никто и не принёс: ни сам оператор почтового отделения, ни руководитель, ни охранник (который зато умудрился сделать попытку "договориться" со мной — буквально на глазах у сотрудников полиции!).

      По поводу гос. службы. Здесь у Вас некоторая подмена понятий произошла. Безусловно, Почта России — это государственная компания (точнее — федеральное государственное унитарное предприятие). Но сотрудники почты не являются государственными служащими.

      Удалить
  6. На мой взгляд, персонал почты поступил некорректно не только с точки зрения этики, но и с точки зрения права.
    В соответствии со ст. 21 Трудового Кодекса РФ:
    "Закреплен ряд обязанностей работника. Работник должен:

    • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

    • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

    • соблюдать трудовую дисциплину;"
    Из этого следует, что работник почты в данной ситуации был ОБЯЗАН находится на рабочем месте в течение своего рабочего времени, условленного договором с работодателем. Условие договора, составленного с работодателем (доказательство это время работы сотрудника, т.е. до 20.00).
    Так же, на сайте "Почты России" прописано следующее:
    на основании пункта «в» части 47 постановления от 15 апреля 2005 г. № 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" оператор почтовой связи обязан обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

    Так же, на основании пункта «б» части 1 стати 213 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ, в отношении их были совершенны хулиганские действия, выраженные в грубом нарушении общественного порядка, а именно по мотивам ненависти или вражды.

    К тому же, в соответствии со ст. 22 Конституции РФ
    Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

    Действия женщины: узнать данные сотрудника, который проявил неправомерные действия. В случае, непредставления или предоставления этих данных необходимо было вызвать полицию, написать заявление. В случае, если полиция будет бездействовать, написать заявление в прокуратуру.

    Действия полиции: принять заявление, составить протокол о нарушении и взять со всех свидетелей объяснение.
    Если полиция опоздала, нужно было собрать доказательную базу. Так же записать адрес филиала, фото листа А4 на двери, фото-видео фиксация, данные сотрудника почты, данные свидетелей со стороны администрации почты, данные соседа, телефон, ФИО, в общем собрать как можно больше доказательств для дальнейшей защиты своих прав.
    Так же можно рассмотреть вопрос об обращении в учреждение по защите прав потребителя и создать комиссию по данному правонарушителю, если он является муниципальным или государственным служащим, работа которого регламентирована соответствующим законодательством для работников бюджетной сферы государственной или муниципальной.

    Первое из доказательств без вмешательства полиции это - часы работы (выдержка с сайта почты):
    Почтовое отделение 454080 работает: ПН: с 08:00 до 20:00 (без перерыва); ВТ: с 08:00 до 20:00 (без перерыва); СР: с 08:00 до 20:00 (без перерыва); ЧТ: с 08:00 до 20:00 (без перерыва); ПТ: с 08:00 до 20:00 (без перерыва); СБ: с 09:00 до 18:00 (без перерыва); ВС: с 09:00 до 14:00 (без перерыва);
    16 октября 2014 — четверг.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ангелина, спасибо за работу! Радует, что Вы не поленились поработать с самыми разными нормативно-правовыми актами для того, чтобы дать юридический анализ ситуации. Причём, не только с законами, но и с подзаконными актами.

      Когда оператор почтового отделения начал распускать руки, мне тоже сразу вспомнилась статья 22 Конституции РФ о праве на свободу и личную неприкосновенность.

      По поводу норм трудового права. Все сотрудники почтового отделения находились в это время на рабочем месте. Так что, о нарушении правил внутреннего трудового распорядка здесь говорить не приходится. Другое дело, что клиентов в здание отделения они уже не пускали.

      С уголовным законодательством намудрили. Крепко задумалась над вопросом: какие мотивы преобладали у оператора по отношению ко мне: ненависть или вражда?

      Имя сотрудника знаю. Полиция приехала оперативно (вообще очень довольна действиями сотрудников полиции).

      Понравилось, как Вы написали про сбор доказательной базы.

      Про то, что сотрудники Почты России не являются гос.служащими, писала выше. Читайте предыдущие ответы.

      Вы привели данные о режиме работы одного из почтовых отделений города. Наш дом прикреплён к другому почтовому отделению, но эта информация пожала мне идею. Я погуглила своё почтовое отделение, и что Вы думаете? Во всех результатах поиска было дано время — до 20.00! То есть, получается, что единственный доступный потребителю источник информации об изменении режима работы — лист бумаги А4 с напечатанным текстом, который висел на двери почты! Ну и ну!

      Удалить
  7. Я решила рассмотреть эту ситуацию с точки зрения темы "Социальные нормы и отклоняющееся поведение". Социальные нормы – это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Социальным нормам либо следуют, либо нарушают. В данной ситуации конформисткое (законопослушное) поведение отошло на второй план, мы наблюдаем девиантное поведение (отклонение от существующих норм, не влекущее уголовного наказания) со стороны оператора почтового отделения, который повысил на вас голос, а также применил физическую силу. Кстати, таким образом, даже не затрагивая область правового поля, мы уже видим, что в данной ситуации не прав оператор, его поведение в этой ситуации можно смело признать отклоняющимся. Вообще, он обязан не покидать рабочее место раньше назначенного срока, т.е., должен был оказать вам, клиентам, необходимые услуги, но уж в случае внезапной острой необходимости он мог хотя бы вежливо и тактично донести до вас эту информацию, пойти на компромисс, предложить иной выход, ведь не ваша вина, что ему взбрело в голову уйти со своего поста раньше. С точки зрения морали, оператора ждут неформальные негативные санкции: его будут порицать, сделают замечания. В вашу сторону могут последовать неформальные позитивные санкции: например, признание лидерских качеств: т.к. вы поборолись за свои права, а не, скажем, махнули рукой, как ваш сосед (хотя осуждать за это его не пристало). Что касается правовой стороны, то я думаю, что действия оператора можно квалифицировать как мелкое хулиганство (ст.20.1 КоАП РФ): он выразил явное неуважение к вам, также имело место быть оскорбительное приставание, характеризующееся дерзкими, навязчивыми действиями сотрудника, наносящего моральный или физический вред незнакомому ему лицу (то есть, Вам), несмотря на ваше противодействие. По закону, его действия влекут наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Также можно упомянуть 22 статью Конституции РФ, о которой уже говорили выше: применив физическую силу, оператор нарушил ваше право на личную прикосновенность. Как сказано в вашем тексте, полицию вы уже вызвали, а далее, скорее всего, следовало написание заявления с подробным описанием ситуации и указанием имен, фамилий и прочей информации, которую вы наверняка узнали.
    Вывод: неправ в данной ситуации однозначно оператор почтовой связи. Ему не следовало перестать пускать клиентов отделения внутрь раньше, чем закончилось его рабочее время. В крайнем случае, он мог хотя бы вежливо объясниться. Что касается вас, то поскольку ваши действия не нарушали никаких норм, вы были правой в сложившейся ситуации. А если рассматривать вопрос "Как следовало поступить?" уже после того, как конфликт случился, то вам нужно было сообщить о случившемся в соответствующие органы (что вы и сделали) и написать заявление. Оператор же должен принести свои извинения ("отдать дань" нарушенным социальным нормам) и впоследствии понести наказание по вышеназванным статьям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дарья, спасибо за Ваш ответ. Совсем не затрагивать правовое поле у Вас не получилось. Кстати, по поводу уголовной ответственности: сотрудники полиции сказали, что оператора возможно привлечь как раз-таки к уголовной ответственности, и это зависит от меня.

      Оператор не покидал своего рабочего места, почтовое отделение продолжало обслуживать клиентов (правда, за всё это время очередь в 5 человек совсем не уменьшилась, и это при том, что отделение работает только на выдачу посылок, а не на приём!), оператор объяснил изменение режима работы неукомпектованностью штата, а закрытие на замок почтового отделения за 15 минут до окончания этого нового часа тем, что они не успеют обслужить больше клиентов, чем те, которые уже находятся в отделении. Кстати, клиенты, находящиеся в отделении, сочувствовали не мне, а оператору: мол, он вынужден был применить физическую силу, т. к. люди по-другому не понимают. Что в очередной раз доказывает двойные стандарты в поведении, которым люди часто следуют: хотела бы я посмотреть, как вели бы себя эти "сочувствующие", оказавшись на моём месте. Позабавил и тот факт, что когда я звонила в полицию, в "предбанник" зашли ещё двое клиентов почты, которые думали, что почта работает до 20.00. Увидев, что дело пахнет полицией, они, вероятно, рассудили, что раз я через полицию добьюсь своих целей, значит, надо тихонько постоять рядом в надежде, что под шумок и они попадут в отделение и получат свои посылки. А когда мы с сотрудниками полиции покидали помещение отделения, уборщица сказала полицейским, что накануне в отделении вообще была драка, и бедненького оператора оскорбительно обозвали.

      Если же рассматривать эту ситуацию как проявление отклоняющегося поведения, можно попробовать "покопать" поглубже: о каком виде девиации здесь идёт речь? Какой вариант адаптации индивида к социальным условиям имел место в данном случае?

      Удалить
    2. Мария Николаевна, сразу хочу отметить, что это задание одно из самых интересных и интригующих (хочется узнать, чем всё же закончилась эта история) и ,безусловно, узнать от Вас профессиональную оценку адвоката. Тем более, что в данной ситуации мог оказаться каждый из нас.
      Что касается меня, в дальнейшем, я планирую связать свою жизнь с юридической сферой, поэтому попробую дать юридический анализ ситуации.
      Обратимся к административному законодательству. Сотрудник почты совершил несколько административных правонарушений, посягающих на права граждан.
      Во-первых, в данном случае имеет место быть статья 5.61 Оскорбление. (Сотрудник почты публично оскорбил и применил физическую силу)
      1.Оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме -
      влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти до тридцати тысяч рублей.
      Во-вторых, статьёй 5.63, п.1.1 ( Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг) предусматривается, что нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги <...>
      влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
      В-третьих, статьей 5.39 в случае отказа в предоставлении информации, предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей.
      Это что касается административного законодательства.
      Что касается трудового законодательства, на мой взгляд, здесь применима ст.192 (Дисциплинарные взыскания). Работодатель может, и, по-моему мнению, обязан применить к работнику одно из дисциплинарных взысканий (строгий выговор либо увольнение). Скорее всего, в данном случае лучше применить увольнение. т.к. по показаниям уборщицы "накануне в отделении вообще была драка, и бедненького оператора оскорбительно обозвали" , т.е. данный сотрудник не раз был замечен в совершении правонарушений.
      И теперь что касается уголовного законодательства. Так как оператор несколько раз ударил Вас в грудь и применил физическую силу и к Вашему соседу, здесь имеет место быть ст. 115 УК РФ (Умышленное причинение легкого вреда здоровью).
      1. Умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, -
      наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.
      Мария Николаевна, с нетерпением жду от Вас продолжения истории и отзыва о моём ответе!
      P.S. Вы большая молодец, что не опускаете руки в непредвиденных жизненных обстоятельствах и до последнего отстаиваете свои права, а не пускаете всё на самотёк, что очень часто встречается в нашей жизни. Надеюсь, что у вас всё получится:)

      Удалить
    3. Елизавета, спасибо за ответ и тёплые слова по поводу отстаивания своих прав. Мне сотрудники полиции пытались сказать что-то вроде: "У нас здесь не Америка, нашли из-за чего сыр-бор затевать". На что я ответила: "Так у нас никогда и не будет так, как в Америке, пока мы будем сидеть, сложа руки, и ждать, когда кто-то за нас что-то решит". Потому как читаю, что одной из причин такого поведения оператора как раз был стереотип, что никто ничего предпринимать не будет. Ну, повозмущается, но потом уйдёт.

      Я не уверена, что здесь может подойти статья "Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", т.к. сотрудники почты не являются государственными служащими. Но я могу и ошибаться. Как и по поводу отказа в предоставлении информации — не совсем поняла, какую информацию Вы имели в виду?

      По поводу дисциплинарного взыскания и неоднократности совершения проступка, то, насколько я поняла, накануне не оператор распустил руки, а ему самому досталось от клиентов. Хотя не берусь утверждать. Тут ещё вопрос: а что спровоцировало клиентов на такие действия (ни в коем случае не оправдываю рукоприкладство, но мне порой было страшно: оператор явно вёл себя неадекватно, могу предположить, что люди банально защищались).

      По поводу уголовного законодательства. Сотрудники полиции как раз говорили именно об этой статье. Но для меня остался открытым вопрос: а что считать кратковременным расстройством (видимых телесных повреждений-то нет, правда, давление подскочило и пульс), да и о какой утрате трудоспособности здесь может идти речь.

      Лиза, мне кажется, Вы освятили не все вопросы, связанные с правом. Как рассматривать изменение режима работы в том формате, что было сделано почтовым отделением? Мне кажется, оно аналогично, если бы у Вас в расписании сегодня стоял 1 урок обществознания, а я на дверь кабинета повесила бы листочек, что не один, а шесть. Как бы вы отнеслись к такому "изменению в расписании"?

      Удалить
  8. Я решила рассмотреть поставленный вопрос с двух позиций: социальной и духовной сферы. Понятное дело, что с точки зрения гражданского кодекса, Вы имели полное право на предъявление вопросов полиции, а также отстаивание собственных прав. Оператор, как мне кажется, нарушил свои обязанности и может приговориться к административной ответсвенности, как минимум, за рукоприкладство. Но я не буду углубляться в правовую сферу, а хочу обратить внимание на социальную. Обходя права и обязанности граждан согласно политической сферы, соотнесем понятия социальной сферы: социальные роли и статусы. Как у Вас, так и у оператора имеется идентичный социальный статус, то есть никто з вас в данной ситуации не может ограничивать права другого. Более того, оператор с соответствующей ему социальной ролью не оправдал ожидания общества и нарушил свои обязанности - это уже отклоняющееся поведение.
    А теперь можно рассмотреть данную конфликтную ситуацию с точки зрения духовной сферы. Я долго думала куда отнести философию поведения: к социальной или духовной сфере, но в итоге посчитала, что раз она относится исключительно к каждому индивиду, "ее нельзя потрогать" и она имеет моральную основу, то это, скорее всего, что-то духовное. Но с другой стороны, это все равно мотивы поведения и взаимоотношения в обществе, то есть вещи, напрямую связанные с социумом социальной сферой. Короче говоря, если бы вы, например, поступили как и ваш сосед - просто ушли, то со стороны это была бы другая ситуация. Но какие-то процессы в вашей голове посодействовали тому, что вы начали отстаивать свои права и вызывать полицию. Вот эти, так называемые, "процессы", как мотивы поведения, лежат в основе социальной философии. Я так до конца и не определилась к какой сфере все-таки относится это понятие, но пусть останется такое разделение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виолетта, спасибо за ответ. Получилось немного сумбурно (я, к примеру, так и не поняла: как связаны полиция и гражданский кодекс, ведь гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, а полиция — орган охраны правопорядка, если какие-то санкции применяет, то они носят административный характер), но суть понятна.

      Я ждала, что кто-то возьмётся за тему "Социальные статусы и роли". Но видела эту ситуацию в рамках данной темы несколько в ином ракурсе. Намекну немного: вдруг Вы решите дополнить? Статус — это позиция соотносительная, связанная с другими через систему прав и обязанностей. С оценкой статуса связано понятие "социальный престиж", в данном случае — престиж профессии (что является одним из критериев социальной стратификации, кстати, такой критерий как доступ к власти тоже может стать предметом рассмотрения в рамках данной ситуации). Социальный и личный статусы индивида могут совпадать, а могут и не совпадать.

      А мораль — да, это одна из форм духовной культуры. А вот мотивы поведения исследует не социальная философия, а социальная психология.

      Удалить
  9. В связи с неполадками с интернетом мне не удалось отправить сообщение в срок,поэтому я пишу его сегодня.
    Меня заинтересовала эта ситуация, и я рассмотрела ее с абсолютно независимой точки зрения. Как мне кажется, виноваты обе стороны в конфликте.
    Рассмотрим объявление,набранное на компьютере и распечатанное на бумаге формата А4, данное объявление указывало на изменение режима работы почтового отделения, тем не менее можно было понять с точки зрения человечности и прийти в другой день, но с другой стороны,не было печати руководства и объяснения причины изменения графика, в других источниках не было сказано об изменении режима работы, что не являлось правильным с юридической точки зрения. Оператор объяснил закрытие на замок почтового отделения за 15 минут до окончания этого нового часа тем, что они не успеют обслужить больше клиентов, чем те, которые уже находятся в отделении. Действительно, за этот короткий промежуток времени вряд ли почтовое отделение обслужило большее количество клиентов. Если бы вы зашли во внутрь,вероятнее всего,что вы бы простояли в очереди 15 минут в пустую и Вам бы не удалось добиться цели, сотрудник пытался объяснить это,но он вел себя грубо. Ему следовало,как работнику отделения, вежливым спокойным тоном донести до вас эту информацию, но никак не повышать голос и не применять физическую силу,тем более к людям старше его по возрасту,не говоря уже о том,что вы клиенты и он не имел право проявлять агрессию. Ваш сосед оставил паспорт в руках сотрудника и вышел из почтового отделение. И у меня появились вопросы " С какой целью мужчина вышел ? Почему он оставил свой документ в руках сотрудника и ушел?" . Если же в руках сотрудника оказался паспорт клиента, он должен закончить операцию и выдать посылку и отдать паспорт. Меня удивил ответ служащих полиции об Америке. Почему российская полиция не отстаивает и не защищает права в данной ситуации. Любой гражданин имеет право написать заявление о неправомерных действиях по отношению к гражданам, а так же физического воздействия по отношению к нему. Служащие полиции обязаны реагировать на жалобы граждан, защищать права и достоинства граждан, только таким образом будет наведен порядок.
    Вот моя точка зрения по данному вопросу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дарья, ничего страшного, что не в срок, главное — Вы попытались выполнить задание.

      Действительно, очень часто одни и те же явления могут быть по-разному рассмотрены с точки зрения разных разделов обществоведческого курса. И это касается не только данной ситуации. К примеру, значение понятия "личность" отличается в философии, психологии и социологии. Понятие "потребитель" по-разному рассматривается в экономике и праве.

      Посылку моего соседа в тот день так и не нашли. Хотя он пришёл в отделение с извещением о том, что посылка находится в почтовом отделении.

      Полиция на вызов отреагировала быстро: наряд был в почтовом отделении спустя 5 минут после моего звонка. Но вот действия сотрудников полиции в рамках данной ситуации были не вполне правильными с точки зрения закона (смотрите комментарий адвоката ниже, сейчас напишу, чем для меня закончилась эта история).

      Удалить
  10. Всем доброго времени суток! С интересом прочитала все комментарии. Очень интересные рассуждения. В целом большинство из Вас правильно определило, что изменение режима работы почтового отделения является нарушением действующего законодательства.
    В частности, в ст.11 Закона РФ "О защите прав потребителей" указано, что режим работы организации, оказывающей услуги устанавливается самостоятельно, НО ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ УСТАНОВЛЕННОМУ. Поэтому произвольное изменение режима работы почтового отделения НЕДОПУСТИМО. Да, мы все люди и понимаем, что бывают разные ситуации, когда организация вынуждена прекратить работу раньше графика (проведение ремонтных работ, отключение воды, отопления и др.). Но для этих случаев у нас с вами есть ст.9 Закона "О защите прав потребителей", которая предписывает исполнителю доводить до сведения потребителей информацию о режиме работы. Поэтому если в какой-то день режим работы изменится, то об этом надо предупреждать заранее, всеми доступными способами, в том числе на официальном сайте. И уж тем более недопустимо прекращать доступ посетителей в офис почтового отделения до наступления времени окончания работы. Т.е. с этим вопросом понятно: руководство почтового отделения нарушило право потребителей на достоверную информацию о режиме работы и убытки, возникшие в связи с этим нарушением должны быть компенсированы. Также у потребителя есть право требовать компенсации морального вреда.
    Далее мы из отношений гражданско-правовых переходим к отношениям административным и уголовным. Действительно, как правильно отметила Елизавета Гудкова, существует ст.5.61 Кодекса об административных правонарушениях. Эта норма предусматривает ответственность за оскорбление. Полиция, прибывшая на место происшествия, должна была составить протокол об административном правонарушении, указать в нем данные о свидетелях и разъяснить участникам конфликта порядок привлечения к административной ответственности. Дальше административный материал должен быть передан в суд для решения вопроса о размере административного наказания. Если сотрудник почты не был руководителем данного отделения (т.е. должностным лицом), то ему грозит штраф от 1 до 3 000 рублей.
    Что же касается рукоприкладства со стороны сотрудника почтового отделения, то здесь применима ст.116 Уголовного кодекса РФ, которая определяет ответственность за побои или иные насильственные действия, причинившие боль, но не повлекшие расстройства здоровья. Данная статья относится к так называемым делам "частного обвинения", т.е. заявление о привлечении к уголовной ответственности за побои подается сразу в суд (мировому судье). При вынесении обвинительного приговора виновный может быть оштрафован на сумму до 40 000 рублей, приговорен к исправительным работам или даже арестован на срок до 3 месяцев.
    Т.е. у нас с вами есть все возможности для того, чтобы защитить свои права.
    С уважением,
    Адвокат, председатель Коллегии адвокатов Московской области "Сила Права",
    член Правления Международной конфедерации обществ потребителей
    Диана Михайловна Сорк

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Диана Михайловна, спасибо, что нашли время подробно прокомментировать ситуацию. Надеюсь, что теперь все, кто пробовал в ней разобраться, а также "сочувствующие" (за неделю это сообщение было просмотрено почти 400 раз) теперь запомнят, как следует поступать в подобных ситуациях.

      Действительность оказалась не совсем такой. Прибывшие на место два сотрудника полиции тоже не сразу смогли попасть внутрь отделения (сначала им не открывали дверь, а потом всё тот же оператор, открыв, встал на пути, пытаясь объяснить и полицейским, что отделение не работает). Пройдя в отделение, полицейские сказали, что у нас всего два варианта развития событий:
      — я пишу заявление, и тогда будет возбуждено уголовное дело;
      — оператор отдаёт мне посылку, и все меня уговаривают не писать заявление, а просто написать, что произошёл словесный конфликт, который был решён с участием сотрудников полиции.

      Ничего другого предложено не было. Забавно было наблюдать, как испугался охранник, когда речь зашла о привлечении оператора к уголовной ответственности. Он стал причитать и уговаривать меня, чтобы я не делала этого, предлагал мне "отойти в сторону и договориться" (можно сказать, мне предложили взятку прямо на глазах сотрудников полиции). Оператор же при этом продолжал упираться, кричал, что посылку мне не отдаст, т. к. почтовое отделение закрыто. Его еле успокоили, и посылку мне всё-таки принесли. Можно сказать, что дело решили почти миром.

      Однако, мне этого показалось недостаточно (раз полицейские сказали, что других вариантов нет, а заявление я писать не стала потому, что по словам полицейских, мне надо было проехать на медицинское освидетельствование, а я, во-первых, и так уже опаздывала встретить дочь из школы, и она одна по тёмной улице шла с остановки до дома, а во-вторых, ну, какие побои могла бы зафиксировать экспертиза, если у меня даже синяков никаких не было?). Поэтому, вернувшись домой, я оставила жалобу через онлайн-форму на сайте Министерства. На днях получила уведомление, буду ждать ответа. Как-то раз уже пользовалась этой формой, получала ответ, что работа проведена, меры приняты. После чего целый месяц меня на почте только что чаем не угощали. Но проблема в том, что в нашем почтовом отделении просто бешеная текучка сотрудников, никто долго не задерживается (это к вопросу о теме "Рынок труда", за которую никто не взялся, как и за тему "Конкуренция и рыночные структуры", а ведь, на мой взгляд, одной из причин такого поведения почтовиков является их монопольное положение на рынке), а потому, вероятно, всё быстро забылось.

      Что ещё поразило, так это поведение людей, которые находились в очереди в отделении. Уже писала в одном из комментариев выше. Свидетели из них бы точно никудышные были.

      Я, конечно, тоже "хороша", как крепостной крестьянин во время крестьянской войны: разгромили своего помещика, а дальше не идут — получила свою посылку и довольна. Но, во-первых, я не довольна. Во-вторых, считаю, что всё, что было мною сделано, это во много раз лучше и правильнее, чем махнуть рукой, развернуться и уйти. Надеюсь, что какой-то урок почтовое отделение из этого случая вынесет.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...