вторник, 4 июня 2013 г.

Промежуточная аттестация в 10-х классах, или выступление в стиле TED. Часть 7

Ну, вот, все позади, мы это сделали! Ребята, вы молодцы, я горжусь вами и поздравляю вас с успешным завершением учебного года! Прошу прощения за задержку этого поста: писала его все эти дни, снова и снова переживая какие-то яркие моменты конференции. Впервые в этом блоге воспользуюсь опцией blogger "вставить ссылку "Дальше", потому как пост получился очень большой. Список докладов и визуальное сопровождение к ним есть в презентации (к сожалению, там отсутствует несколько докладов: тех авторов, кто не успел заполнить форму и принес свои работы на флешках).

Буду очень благодарна, если вы не пожалеете каникулярного времени и, по "горячим следам" создадите сообщения в своих электронных тетрадях, куда выложите не только презентации, но и тексты (в комментариях можно будет разместить ссылки на свои сообщения): презентации без текста не дают полного представления о докладах. В настоящий момент эту работу сделали несколько человек. Пожалуйста, не молчите: пишите здесь, в Google+, в своих электронных тетрадях: последний этап деятельности — это рефлексия состоявшегося взаимодействия. Она очень важна, правда.

Несколько мыслей по еще не остывшим следам конференции.

1) Все вы очень сильно выросли за прошедший учебный год. И конференция стала отличным итогом этой непростой и непривычной для многих работы. Вы достойно справились с этим.
2) Для многих из вас конференция стала способом победить свои страхи, особенно перед публичным выступлением. да еще со сцены. Да еще таким, которое снимается на видео.
3) Наконец-то к вам пришло понимание того, что презентация к докладу — это не огромное количество текста на одном слайде мелким шрифтом, а сам доклад — это не чтение текста со слайда презентации. Таких презентаций/докладов не было! И это еще одна ваша огромная победа. Да, есть еще над чем работать, но начало положено. Сохраните это ощущение, чтобы в будущем его суметь закрепить.
4) Надо учиться быть готовым к тому, что, находясь в ситуации оценивания, не стоит ждать от всех людей безусловного понимания вас такими, как вы сами видите себя и свой доклад. Это огромный труд и большое искусство: сделать так, чтобы тебя поняли все. даже когда есть четкие критерии оценивания, возможна ситуация, когда разные люди одни и те же критерии будут трактовать по-разному. Мы не можем нравиться всем людям, которые нас окружают. И это нормально, в этом нет ничего страшного. С этим надо научиться жить и правильно на это реагировать.
5) Очень жаль, что не удалось сделать видеозапись всех докладов. И еще больше жаль, что вы сами как-то равнодушно отнеслись к идее снять, сфотографировать для истории эту, действительно, историческую конференцию.
6) Меня поразило разнообразие тем, но при всем этом разнообразии сразу несколько тем были связаны с различного рода зависимостью людей: от рекламы, от курения, от наркотиков, от интернета (сразу несколько докладов были посвящены этой теме). Что это дань времени, или осознание необходимости свободы и ответственности в человеческой деятельности? Хочется верить, что второе.
7) То, что произошло в процессе подготовки и проведения конференции — это огромный опыт для всех нас.

Хочу остановиться на докладах, которые очень понравились лично мне. Работы сгруппировала может, не совсем обычно — по использованным средствам визуализации доклада.
1) Была очень удивлена, что сразу три человека выбрали в качестве средства визуализации скрайб-презентацию, не побоявшись трудоемкости такого рода работы (мне казалось, что после всего, что вы пережили, делая скрайбы на уроках и доделывая их дома, вам не захочется повторить этот опыт). И, хотя двое выступавших рисовали через специализированные сервисы, что несколько упрощает процесс создания скрайба (но это ведь тоже огромный труд: освоить этот сервис специально для создания презентации к конференции), все равно в восхищении от вашей смелости. Вот они, наши скрайберы:
  • +Екатерина Пирожкова и ее работа "Социальная ответственность: фальсификация истории" поражает  и своей глубиной, и сложностью выбранной темы: речь шла   о такой важной тенденции современной науки как возрастание ответственности ученых за последствия научных открытий. Обычно данная тема рассматривается в контексте естественно-научного знания, а потому рассмотрение ее на примере социально-гуманитарного знания требовало тщательного отбора фактов, что и было проделано. Ну, и вручную нарисованный талантливый   скрайб к докладу.

Текст доклада Екатерины, а также небольшую историю его создания и впечатления от конференции, можно прочитать в ее электронной тетради.
  • +Дарья Варламова и ее работа "Кто умнее: мы или наши предки?". Дарья воспользовалась одним из предложенных способов создания скрайб-презентации — VideoScribe. Отличный способ для желающих визуализировать свой доклад, но не умеющих рисовать самостоятельно. Однако, и такой способ требует тщательного подбора зрительных образов, и Дарья прекрасно справилась с этой задачей! Все это сопровождалось интересным текстом и высокой культурой исполнения.


  • Анастасия Пантелеева с работой "Значимость олимпиад в жизни человека".

Я благодарна Анастасии за открытие этого сервиса. Это, конечно, не совсем скрайбинг (не рисование, а вставка условно и наглядно-графических объектов и текста), но лично для себя я вижу отличный потенциал этого сервиса для создания видео-лекций по предмету. А еще было удивительно, что Анастасия, выступая одной из последних, сумела сохранить эмоции, увлеченность темой, яркость и убедительность речи. И это не случайно: в рамках доклада Анастасия обобщила свой опыт участия во Всероссийской олимпиаде школьников по праву.

2) Был какой-то период в прошедшем учебном году, когда многие из вас усиленно осваивали сервис Prezi: и у вас неплохо получалось! Более того, мне всегда приятно видеть, как вы используете полученные умения не только на уроках обществознания, но и на уроках по другим предметам. Это очень важно: ваше осознание метапредметности полученных знаний. Рада за вас!
На конференции два доклада были иллюстрированы такой презентацией. Доклады очень разные, но оба очень сильные — как с точки зрения выступления, так и с точки зрения созданной презентации.
  • +Арина Голоднова с работой "Теория большого политического взрыва. Мы заинтересовались политикой, и политика заинтересовалась нами". Работы Арины всегда удивляют широтой интересов, попыткой использовать знания истории для того, чтобы разобраться в современной социальной реальности. Можно соглашаться или спорить с автором, но в любом случае восхищает активная позиция, неравнодушие, заинтересованность судьбой государства и общества. И высокий уровень самого доклада: как с точки зрения теоретической аргументации, так и с точки зрения использованного фактического материала. С текстом доклада можно познакомится в электронной тетради автора.

  • +Дмитрий Копысов с работой "Новый взгляд на привычные вещи" выступал одним из последних. Однако аудитория (жаль, что не все остались до конца) встретила его доклад с восхищением. И не случайно: интересная идея, очень эффектная презентация, объединившая изображения, аудио и видеофайлы, сам докладчик: очень эмоциональный, убедительный — именно в стиле TED.

Текст доклада можно увидеть в электронной тетради Дмитрия. А вот как описал свои впечатления в комментариях в Google+ автор работы: "Сама идея конференции мне очень понравилась, единственное, тяжело было сидеть столько времени ждать своего выступления (этот факт и вызвал гибель моего "героя"). Идея моего доклада пришла неожиданно, просматривая ролики TED, где люди говорят о простых вещах в легкой и понятной форме, а здесь мне и пришла идея с яблоком (что может быть проще яблока?). Идея меня так сильно заинтересовала, что особых трудностей не испытал. Было приятно работать в подобном стиле, если надо будет, готов выступить еще раз!"
Анализируя созданные нелинейные презентации хочу отметить, насколько интересно и оправдано с точки зрения содержания авторы использовали готовые шаблоны, предлагаемые на сервисе.

3) Многим непросто было научиться работать на Диске Google: последние годы мы все привыкли к флешкам и к переносу файлов с флешки на компьютер и в обратном направлении.  После создания на Диске папок классов, куда попадали как документы для совместной работы, так и другие необходимые для уроков документы, после нескольких уроков, проведенных в режиме мобильного класса, когда работа с Диском была центральной частью урока, начали понемногу привыкать к такому формату работы. Поэтому меня очень порадовал тот факт, что большинство из вас выбрали именно Диске Google для создания презентации к докладу. Кроме того, более 10 человек воспользовались документами Google для того, чтобы создать там текст своего выступления, после чего открыть мне доступ к нему для комментирования, после чего дорабатывать текст, шлифовать его. Использовались и другие сервисы для создания и хранения презентаций.
  • +Арина Федякина в процессе работы над темой "То, что делает нас неуязвимыми", одной из первых открыла мне доступ к документу с текстом своего доклада, очень трепетно прислушивалась ко всем замечаниям и предложениям, до последнего момента корректировала доклад. И презентация — неплохой вариант, когда набор фотографий (в том числе, детские фотографии из личного альбома) помогает сделать акцент, усилить отдельные фрагменты доклада.

Считаю, что в процессе подготовки и выступления автор раскрылась совершенно с новой стороны. Во-первых, сама тема: согласитесь, далеко не каждый обладает смелостью вынести на сцену личные проблемы и переживания. Во-вторых, она смогла преодолеть свой страх публичных выступлений, выступала очень уверенно — это настоящая победа над собой! Текст доклада и впечатления автора от работы — в сообщении  электронной тетради.
  • +Евгения Удалова в работе "Выбор во всех сферах общества" смогла увидеть тему очень широко. Ограниченность ресурсов порождает проблему выбора в экономике, свобода совести дает возможность выбора: быть атеистом, или верующим человеком (при этом в последнем случае человек стоит перед выбором религии),  избирательное право ставит нас перед выбором в политике и т. д. То есть, Евгения, по сути, опровергла существующее мнение о том, что ученики не обладают умением переноса знаний с одной темы на другую, что формирование внутрипредметных связей представляет огромную сложность для учителя.  Презентация (не могу встроить в сообщение, доступ только на просмотр) не была привязана к каким-то отдельным словам доклада, а сопровождала его, как фон, подтверждая мысль автора о том, что с проблемой выбора мы сталкиваемся постоянно.
  • +Дмитрий Зязин буквально в последний момент кардинально изменил тему своего доклада: "Однополые браки и их совместимость с социальными нормами". Думаю, к этому его подтолкнули недавние события в мире, которые в очередной раз привлекли внимание к проблеме однополых браков. Презентация к докладу.
Сам автор работы так описал в Google+ свои впечатления от конференции: "Сама форма экзаменационной работы мне очень понравилась. Как мне кажется, я вынес из неё гораздо больше, ежели бы мы просто учили билеты. Очень понравились рассказы ребят. Подготовленные темы были действительно интересными. Как мне кажется, многие испытывали боязнь сцены и волновались. С одной стороны такая форма неприемлема, так как есть очень стеснительные люди, которым просто тяжело выступать, с другой стороны это колоссальная возможность побороть свой страх и перестать бояться зрителей".

  • +Юлия Соболева выбрала тему "Сложности реализации таланта". Выступление получилось очень авторским, глубоким, а презентация стала наглядным средством того, что даже рисунки в стиле "точка, точка, запятая" могут усилить впечатление от доклада, способствовать лучшему пониманию аудиторией позиции автора.
  • +Тимофей Абрахин в докладе на тему "Ненормативная лексика в молодежной среде" использовал такое количество научных терминов, показав прекрасное владение ими, что доклад впору отправлять на научную конференцию по секции... "Филология". Однако, не стоит забывать, что тема "Общение как обмен информацией" предусматривает анализ речи как вербального средства общения, что и попытался сделать Тимофей, глубоко проанализировав определенный пласт в современной речи.  Презентация к докладу предельно лаконична.
Это — лучшие 10 докладов по моей версии. Хотя здесь не конкурс, и проигравших здесь нет. Хочется поблагодарить абсолютно всех:

  • +Valery Timofeeva за ту работу, которую Вы ведете в рамках международных проектов, открывая для себя мир, и желание поделиться с нами частичной этой работы;
  • +Кристина Омельчук за желание творить самой и убеждать нас в необходимости заниматься творчеством;
  • +Владислава Тринкман за преданность будущей профессии (нескладно звучит, наверное, но восхищаюсь Вашим целеполаганием и средствами достижения цели);
  • +Юлия Никитина за мужественную женственность (девушка, играющая в хоккей и рассуждающая о роли группы в социализации личности);
  • +Александр Атрошенко за осознание проблемы наркомании и ее исследование в рамках нашего региона;
  • +Наталья Жеданова за разносторонний взгляд на массовую культуру;
  • +Наталья Виноградова за понимание того, что без мотивации не будет эффективной деятельности;
  • +Евгений Афонин за позитив и умение заразить им зал;
  • +Мария Медведева за внимание к общечеловеческим ценностям;
  • +кристина хотенова за понимание опасности антисоциальных субкультур;
  • +Надежда Никонова за то, что раскрыла кому-то глаза на то, что от нас всеми силами пытаются спрятать продавцы;
  • +Никита Емельянов за то, что, избавившись от вредной привычки сам, не побоялся вынести эту проблему на суд конференции;
  • +Роман Даренский за то, что через многочисленные примеры заставил задуматься над проблемами экологии;
  • +Юлия Колбасова за необычный взгляд на проблему прогресса, интересные факты;
  • +Кристина Манаевская за веру в то, что нет границ у человеческого познания;
  • +Софья Лопаткина за смелость и готовность самостоятельным экспериментом подтвердить выводы ученых;
  • +Екатерина Решетникова за работу с аудиторией, за доброту и любовь, которую Вы излучаете окружающим — и не только со сцены;
  • +Elen Khitrova за внимание к острой социальной проблеме и попытку раскрыть ее с опорой на правовые знания;
  • +Настя Бухарина за напоминание всем нам, что мы — часть природы и связаны с нею;
  • +Нина Егорикова за помощь одноклассникам в профориентации;
  • +Маргарита Гумберидзе за радость осознавать то, какой непростой путь Вы прошли во втором полугодии, какого роста смогли добиться: да, проблемы еще и есть, но есть и позитивный результат;
  • Екатерину Завальневу за понимание того, что без цели нет деятельности, а без деятельности нет цели;
  • +Татьяна Смолина за новый взгляд на вечную проблему;
  • +Иван Панарин за глубокое изучение различных молодежных субкультур;
  • +Наталья Ерёмина за то, что доклад про интернет-зависимость не затерялся своей типичностью среди остальных, напротив, запомнился своей самобытностью, великолепным началом;
  • +Кристина Максимова за мужество в достижении цели, за преодолении себя и своих страхов;
  • +Ульяна Пшеницына за попытку заставить нас по-новому взглянуть на свои потребности и истоки их возникновения;
  • +Анечка Серёгина за использование своих спортивных достижений для иллюстрирования обществоведческого материала;
  • +Геннадий Ниценко за то, что я, как заядлый коллекционер (с детских лет!) могу громко и гордо ответить на тему Вашего доклада: "Да!";
  • +Ксения Иванова+Александра Мирошниченко, Загорскому Евгению, +Никита Искаков (материалы выложены в электронной тетради) и +Джамал Кочкаров: за то, что выстояли, справились, поставили жирную точку в конференции, пусть и не все получилось так, как планировалось.
Отдельная благодарность вашим родителям — за организацию кофейных пауз в день конференции.

Хочу в заключении порекомендовать вам статью Чему учиться, чтобы сделать то, о чем мечтаешь? Подумайте над теми навыками, о которых идет речь в статье: не правда ли, конференция помогла всем нам в их развитии?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...