вторник, 4 апреля 2017 г.

Не очевидно? Неизбежно! Промежуточная аттестация за курс 10 класса. Часть 1

Цитата оформлена с помощью этого сервиса
Ежегодно, помимо выполнения итоговой контрольной работы за курс 10 класса (спецификация работ и демо-версии будут доступны в папках "Совместная работа" у каждого класса в течение 10 дней), ученики 10-х классов гимназии проходят аттестацию по обществознанию в устном формате — как защиты какого-то проекта, подготовленного заранее. Причём, формат работы каждый год меняется.

В 2012—2013 учебном году тема промежуточной аттестации звучала так: "Конференция в стиле TED" (страница сайта с материалами конференции, очень много ссылок, изучая материалы по которым можно получить информацию о подготовке, проведению и итогам конференции).

В 2013—2014 учебном году ученики 10-х классов в рамках промежуточной аттестации пытались ответить на вопрос "На какой урок я пойду с удовольствием?" (сайт аттестации, на главной странице — подборка материалов по организации, проведению и  итогам аттестации, все остальные страницы созданы теперь уже выпускниками нашей гимназии), создавая электронный учебник и фрагменты уроков по отдельным темам курса.

В 2014—2015 учебном году десятиклассники создавали вдохновляющие презентации (сайт аттестации, на главной странице — подборка материалов по организации, проведению и  итогам аттестации, все остальные страницы созданы нынешними 11-классниками), используя образцы выступления спикеров конференций TED.

В 2015—2016 учебном году ученики 10-х классов искали ответ на вопрос "Для ЕГЭ или для жизни?", желая понять, для чего они изучают обществознание — для того, чтобы сдать экзамен, или всё же как-то можно применить полученные знания и за пределами школы. Сайт аттестации содержит много полезной информации по материалам курса 10-го класса: цифровые ресурсы, облегчающие изучение отдельных тем, более 20 мини-сочинений по различным высказываниям.

Всегда говорила и говорю: пользуйтесь всем, что создали ваши предшественники, все материалы есть в открытом доступе, они все проверены и оценены, то есть можно представить степень их качества и надёжности.

В каком формате будет проходить промежуточная аттестация десятиклассников в этом году?

При выборе формата последние несколько лет я руководствуюсь тем, что, во-первых, большое число учащихся в параллели не позволяет проводить аттестацию в индивидуальном режиме. Опыт последних трёх лет показал, что аттестация вполне может состояться и в групповой форме, при этом вполне возможно оценить вклад каждого из участников.А потому, тема аттестации учеников 10-х классов этого учебного года...

Во-вторых, аттестация каждого года имеет определённую тему, вокруг которой и строится выполнение разнообразных заданий.

В-третьих, планируя аттестацию этого года, я решила обратиться к одному из своих увлечений — к чтению. Я довольно много читаю (правда, в этом учебном году значительно меньше), в том числе, не художественной литературы, пишу отзывы о прочитанных книгах в отдельном блоге (правда, в этом учебном году что-то совсем себя распустила и почти не пишу) и хочу, чтобы больше читали и люди вокруг меня. Кроме того, многие знают, что я являюсь давней поклонницей книг издательства Манн, Иванов и Фербер, подписана на все почтовые рассылки и страницы издательства в социальных сетях. Уже не раз использовала фрагменты книг как источники социальной информации, но теперь решила поработать сразу с двумя из них более основательно.

Итак, тема промежуточной аттестации этого года:

Не очевидно? Неизбежно!


"Точкой входа" в тему аттестации будет являться содержание двух книг. 
1. Рохит Бхаргава. Не очевидно. Как выявлять тренды раньше других >>> 
2. Кевин Келли. Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее >>>
О чём эти книги? Они — о мире, в котором мы живём. Каков он, наш мир? Что является трендом сейчас и будет определять развитие общества в ближайшие годы? Ответы на эти вопросы являются актуальными для изучения прогностической функции науки и профессий социально-гуманитарной сферы, характерных черт общества постиндустриального типа и значимости информации как производственного ресурса, инновационной деятельности предпринимателя и поведения потребителя. Причём, выход на любой из этих вопросов можно подкрепить конкретными примерами, которых в книге много. В итоге мы организуем повторение материала, изученного в 10 классе, опираясь на актуальные примеры и принципы, действие которых вы можете сами наблюдать в современной реальности.

В процессе подготовки и проведения аттестации вам предстоит, познакомившись с современными трендами/тенденциями в разных сферах общественной жизни, связать их с понятиями, процессами, явлениями обществоведческого курса 10 класса. При этом, вся активность будет происходить в небольших группах, однако с помощью критериального оценивания различных этапов, будет возможно оценить деятельность каждого ученика.

Для промежуточной аттестации текущего учебного года создан сайт. Пока он практически пустой. Но именно на страницах сайта будет вестись основная работа и выкладываться результаты.

Общие условия и обязательные этапы работы.
Организационный этап.
  1. Промежуточная аттестация по обществознанию в формате группового учебного проекта является частью Учебного плана гимназии. Прохождение аттестации является обязательным для учеников 10А и 10Б классов. Профиль 10В класса не является гуманитарным, а потому по согласованию с учебной частью было принято решение ученики 10В класса участвуют в аттестации по желанию (то есть аттестация для них не является обязательной). При этом те ученики 10В, кто примет решение об участии в аттестации, освобождаются от письменных домашних заданий в течение всей четверти (ученикам 10А и 10Б классов письменные домашние задания также будут сведены к минимуму). 
  2. Объединение в группы по 3 человека и выбор темы для работы. Внимание! Я решила не ограничивать жёстко состав "троек" учениками одного класса. Таким образом, в каждой "тройке" могут быть ученики разных классов, главное — чтобы вы совпали по содержанию учебного материала, который впоследствии сможете выделить из выбранной темы (дело в том, что, в силу различия профилей обучения, программы у каждого класса разные: к примеру, социальную сферу изучали только ученики 10А и 10В классов, а экономика как отдельный предмет преподаётся только в 10Б классе, два других класса будут изучать её в курсе обществознания в следующем учебном году. Ответственно подойдите к формированию своей "тройки": работы много, работа разнообразная, подумайте, какой состав был бы оптимален с точки зрения интересов дела, но в то же время был бы психологически комфортным для каждого в группе. В качестве тем для работы над групповым проектом выступают: а) по разделу "Не очевидно" — главы части II одноимённой книги, то есть, группа может себе выбрать одну из неочевидных тенденций 2015 г. (ещё раз о содержании: в этом разделе немало глав, так или иначе затрагивающих экономические вопросы, то есть, они лучше подойдут ученикам 10Б класса); б) по разделу "Неизбежно" — главы с 1 по 12 из второй книги, то есть, в качестве темы проекта выбирается один из технологических трендов. Полный список тем приведён в таблице самозаписи.
  3. Информацию о составе группы вы заносите в таблицу самозаписи. В таблицу вносим список членов группы, класс и электронные адреса (в домене гимназии) каждого участника группы. Доступ к одной таблице имеют, помимо меня, все учащиеся 10-х классов: будьте внимательнее и ответственнее при работе в совместном документе.
Основной этап.
Работа каждой "тройки" в рамках промежуточной аттестации включает в себя два блока: 
  1. Дистанционный этап. Подготовка и оформление страницы по выбранной теме на сайте (итог — коллективно созданный сайт по материалам 10-го класса). Включает в себя написание текста в рамках выбранной темы и создание цифрового ресурса.
  2. Устная защита выполненной работы (это будет отдельный день, свободный от уроков, на последней неделе мая). В устном выступлении группа должна будет предположить, каким путём пойдёт дальше развитие тенденции, тренда в выбранной теме, для кого и почему это будет являться важным, и какие действия следует предпринимать конкретным людям для того, чтобы извлечь максимальную пользу данной тенденции/тренда, показав его практическую значимость для личной жизни, учебной и профессиональной деятельности.
Каждая группа планирует свою деятельность, используя Google-рисунок (либо Google-документ другого типа: таблица, текстовый документ, презентация — если это окажется удобнее лично для вашей группы). К сожалению, сервис  — онлайн-доска задач, который мы с десятиклассниками использовали последние два года, прекратил своё существование, а анализ других подобных сервисов показал, что либо требуется время на их освоение (интерфейс не является интуитивно простым и понятным), что нам совершенно не подходит; либо срок бесплатной работы ограничен 1 месяцем. Моя доска задач с ближайшими планами по подготовке к промежуточной аттестации и контролем за их выполнением расположена здесь. Вы можете увидеть, в какие сроки будут появляться сообщения, посвящённые отдельным аспектам аттестации. Все сроки указаны критические, возможно, какие-то сообщения будут появляться раньше.

Понятно, что, прочитав этот пост, у вас вопросов будет больше, чем ответов на них. Но, во-первых, вопросы всегда можно задать в комментариях к сообщению (можно и в ClassRoom, но лучше здесь — думаю, какие-то вещи будут беспокоить многих).  А во-вторых, данное сообщение содержит только самые общие условия аттестации. Формируйте группу, выбирайте тему и следите за обновлениями в блоге (каждое новое сообщение будет транслироваться в ClassRoom).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...