суббота, 3 января 2015 г.

О человеке, его деятельности и обществе в технологии скрайбинга

Уже третий учебный год экспериментируем с учениками 10-х классов, обобщая какие-то темы обществоведческого курса в технологии скрайбинга. О том, как это было у ваших предшественников, можно прочитать в блоге по ярлыку #скрайбинг. В сообщениях дано много полезных ссылок о скрайбинге, собраны примеры созданных вашими предшественниками работ и их анализ. Можно не только прочитать, но и пообщаться с ребятами, которые уже прошли этот путь, получить у них какие-то советы. Так например, отличный опыт по созданию скрайбинга самыми разными способами есть у ученицы 11Б класса +Василиса Ковалёва (она рисовала и вручную, и на интерактивной доске, делала аппликационный скрайбинг, а также работала с онлайн-сервисом PowToon — возможно, есть что-то ещё, о чём я не знаю, но опыт Василисы — самый разнообразный). 

А теперь о том, что будем делать мы
Кто 
Ученики 10Б и 10В классов. 
Когда 
На первой неделе 3 четверти. 
Тема работы 
Любая в рамках изученных глав "Общество и человек" и "Деятельность как способ существования людей".
Каким будет конечный продукт
Созданный в технологии скрайбинга ролик. 

Что рекомендуется сделать ДО урока, то есть, на каникулах (можно, конечно, и не делать, но тогда вы потратите на это время на уроке и в итоге не успеете справиться с основным заданиям и будете вынуждены доделывать дома)

1. Познакомиться с технологией скрайбинга.
Выше уже написала, что много ссылок есть в сообщениях о подобной работе прошлых лет. Для меня самым удобным ресурсом является сайт с материалами мастер-класса по скрайбингу от библиотекаря из Мурманска, заведующей сектором литературного краеведения Марины Орешко (страница в Фейсбуке >>>, блог >>>, там, кстати, по ярлыку #скрайбинг можно прочитать очень много полезного — я не знаю человека, который бы написал на русском языке о скрайбинге больше, чем Марина Анатольевна, причём, пишет она очень интересно и доступно.

2. Разбиться на группы. 
Внесите фамилии и имена членов вашей группы в таблицу самозаписи (10Б, 10В), которая лежит в папке "Совместная работа". Объединяясь в группы, подумайте не только об эмоциональной совместимости, но и рациональной — насколько группа будет способна решить поставленные задачи. Число участников в группе определяется в зависимости от выбранного способа создания скрайбинга (см. пункт 4). Если вы решаете рисовать вручную, число участников — до 4 человек. Если вы выбираете любой из компьютерных способов, двух человек в группе будет вполне достаточно (ни один из компьютерных способов рисования скрайбинга не предусматривает возможностей совместной работы в проекте). Большее количество человек обсуждается со мной (в комментариях к этому сообщению) — подумайте об аргументах: для чего? Будет ли каждый участник группы одинаково загружен работой? Не возникнет ли "проблема безбилетника" — желание прокатиться за счёт других? После регистрации группы в таблице, я создам папку группы (в папке "Совместная работа"), ограничив доступ для её редактирования только членами группы. Именно в этой папке будут размещаться рабочие материалы (которые являются самостоятельным объектом оценивания). 

3. Подумать над темой работы.
Совершенно не обязательно замахиваться на глобальное: тема ролика — не равно название параграфа одной из двух глав. Продолжительность ролика, как правило, небольшая — не более 5 минут, и вы просто не сможете раскрыть объёмную тему за столь короткое время. Вы можете выбрать любую тему, сколько угодно узкую, которая будет интересна членам вашей группы. Например, в рамках параграфа "Типология обществ", можно выделить множество разных тем. Одна из них (как возможный вариант) — "Жизнь человека в традиционном обществе" — сразу ограничивает содержание ролика в двух направлениях:

  • выбор только одного типа общества для рассмотрения;
  • выбор угла, под которым будет рассматриваться тема: не просто "признаки традиционного общества", а именно "жизнь человека" — по-моему, отличный вариант, для создания истории.

То же самое можно сказать о любой другой теме двух глав. Темы не должны повторяться внутри одного класса. Если вы определитесь с темой заранее, можете вписать её в соответствующую строчку таблицы самозаписи — при необходимости я прокомментирую ваш выбор.

4. Выбрать способ рисования
Возможные варианты:
  • традиционным способом, рисуя на бумаге (помните, что при этом варианте вы самостоятельно приносите на урок бумагу, пишущие средства, а также устройство — камеру, фотоаппарат, телефон, на которое будете снимать);
  • на интерактивной доске (помним, что на доске может работать только одна группа, поэтому, "кто первый встал, того и тапки");
  • с помощью компьютерных сервисов и программ, например:
    • программа VideoScribe (описание и инструкция здесь или здесь, как сделать в ролике отображение кириллического шрифта можно посмотреть здесь), бесплатная версия действует 7 дней, её надо заранее установить либо на один из школьных ноутбуков, либо принести ноутбук с установленной программой с собой;
    • сервис PowToon (описание и инструкция здесь или здесь), возможностей бесплатной версии вполне хватает для создания ролика онлайн, очень простой в освоении сервис, хотя это не совсем скрайбинг;
    • обладателям "яблочных" планшетов советую присмотреться к приложению "Объясняшки" (страница в фейсбуке). Приложение платное (к сожалению, перед новым годом выросли цены на большинство приложений, и сейчас стоимость версии Объясняшки pro — немногим более 600 рублей, вашим предшественникам ещё повезло купить его за 99), но, купив его, вы получите несравнимо больше. Посмотрите, к примеру, очаровательный ролик, созданный учениками 11А класса +Aleksey Plotnikov+Максим Субботин и +Семен Глухов в рамках промежуточной аттестации за курс 10 класса (сайт аттестации). 

Желательно заранее "потрогать руками" избранный вариант, чтобы не заниматься его освоением во время урока.  Выбранный способ рисования занести в соответствующую строку таблицы самозаписи.


По ходу работы сообщение будет дополняться. Если есть какие-то вопросы, задавайте их в комментариях к этому сообщению.
__________________________________________________ 
19.01.2015 г. Есть завершенные работы групп. Они очень разные. Есть скрайбинг, есть не совсем скрайбинг, а есть совсем не скрайбинг, но тоже совершенно иной формат визуализации информации, чем привычные всем презентации. И это правильно. Ведь разные группы по-разному организовывали совместную деятельность на уроке и за его пределами. Вы молодцы. Все, кто принял участие в этой работе, Все без исключения. Давайте теперь попробуем оценить не на уровне "нравится — не нравится", а привести все свои мысли в единую систему, согласно критериям оценивания. 

Таблица для взаимооценивания 10Б >>> 
Таблица для взаимооценивания 10В >>> 

Доступ открыт ученикам соответствующих классов на редактирование, но если найдутся другие желающие оценить работу, стучитесь, открою доступ тоже. Правила работы. Изучаем лист "Критерии": даны и сами критерии и их описания с точки зрения различных уровней. Каждой группе соответствует отдельный лист. Для удобства я продублировала ссылки на итоговые ролики в эту таблицу. Заходим на лист группы, работу которой хотите оценить (минимум 2 группы, разрешена и самооценка), вписываем свои фамилию и имя. Ячейку каждого критерия закрашиваем в цвет, соответствующий, на ваш взгляд, заявленному описанию. В ячейке "Комментарий" пишем свое (не копируем из таблицы) обоснование оценки. Обращаю внимание на то, что предусмотрены дополнительные баллы — на случай, если вы хотите оценить что-то, не нашедшее отражение в критериях. В этой ячейку ставим цифру, и в ячейке "Комментарий" обосновываем: за что решили поставить дополнительные баллы. Кому тесно в рамках таблицы — добро пожаловать в комментарии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...